О купеческом менталитете

Jun 21, 2010 13:58


Книга Павла Афанасьевича Бурышкина "Москва купеческая" в ряду исторической литературы о развитии предпринимательства в России занимает особое место. Как-нибудь при случае я коснусь этой темы подробнее, сейчас же хочу один небольшой кусочек из нее представить. Без всяких комментариев (пока) и рефлексий. Просто как характеристику весьма распространенного в то время мышления среди определенной - весьма влиятельной - сословной группы населения России.

История вообще многое что помогает лучше понять. Из того, что сейчас происходит. Возможно и этот отрывок поможет кому-то взглянуть на происходящие в современной России события более просвещенным и беспристрастным взглядом. В части нашего отношения с другими странами и их отношений с нами, в части стремления к сотрудничеству и поиска областей для этого сотрудничества, в части интреграции в мировую экономику, участия в международном разделении труда и пр., словом, применительно к тому, о чем так много сегодня говорят, часто не понимая, что для успеха мало просить чего-то от других и ждать, не давая ничего взамен, не прислушиваясь к пожеланиям и просьбам визави.

Для характеристики одного из Крестовниковых старшего поколения я приведу интервью по поводу таможенной войны с Германией, которое появилось в газете «Новое время», в 1893 г. Вот как смотрят на дела В. и К. Крестовниковы, представители фабрично-торгового товарищества Бр. Крестовниковых; фирма имеет некоторые отношения с Германией, отправляя туда глицерин и, хотя на теперешней войне не теряет пока, не выгадывает, но готова и на потери, лишь бы выйти с честью из нынешнего положения.

«Иначе нельзя, - говорил воодушевленно седой старик Крестовников, - без потерь невозможно. Потерпим, если нужно. Но чтобы из этого толк вышел, а не один только разговор. Надо характер выдержать. Достаточно раз мы подставляли наши затылки. Довольно. Пора и за свой ум взяться. Ведь вот вы небось читали, что не успели мы объявить наши повышенные тарифы, как в Познани, если не ошибаюсь, уже некоторые фабрики закрылись. Значит уже и кранкен. И существовали, значит, они исключительно на наш счет, как чужеядные грибки и полипы, следовательно, польза нам уже есть от этой войны. Есть польза и от одного сознания, что им без нас никак нельзя, а нам без них можно. Только мы попридержались, и уже плохо: фабрики прекратили свое действие.
Ведь это замечательный факт. И невольно вспомнится тут и Петр Великий, и его дубина. Задал бы он этому покупающему познанские чемоданы, - разве мы не можем обойтись без познанских фабрик. Зачем же мы содержим за свой счет эту ораву. Нет, непременно, во что бы то ни стало, нужно выдержать характер, понести жертвы, но выйти, наконец, на свою дорогу. Что за опека. Да и зачем нам они. Мы и без ихних чемоданчиков и саквояжиков как-нибудь извернемся, а вот как они без нашего хлебушки будут обходиться, - вот это мы посмотрим. Хлеб ведь для близира покупается. Без хлеба обойтись трудновато. Некоторым образом можно с голоду умереть.»

зеркало истории

Previous post Next post
Up