Золотой век аниме: когда он начался и почему закончился так быстро

May 02, 2022 20:59



Предыстория

Принято считать, что самое первое аниме появилось на свет в конце 1916-го или в начале 1917 года. Первый анимационный ролик длился всего пять минут и был снят Симокавой Отеном. Легко допустить, что в действительности были и более ранние работы, но, даже если это так, мы об этом уже не узнаем. Почему? Все очень легко. В начале XX века произошел ряд событий, физически уничтоживший большинство носителей информации. Так, в 1923 году Япония пережила Великое землетрясение Канто - оно почти полностью разрушило Токио и Иокогаму. Во время Второй мировой войны ряд бомбардировок тоже не положительно сказался на количестве сохранившихся материалов.





Да и сама нитроцеллюлозная пленка не отличалась устойчивостью к повреждениям. Она могла случайно самовозгореться, к тому же долговечность не была основным ее свойством. Именно поэтому сейчас большинство роликов того времени утрачены, и мы можем лишь догадываться об их существовании.

От этого момента пройдет больше 60 лет перед тем, как начнется золотой век аниме. К тому моменту на экраны уже вышел Mobile Suit Gundam, который, после покупки Bandai стал одним из самых долгоиграющих проектов за всю историю аниме.



Mobile Suit Gundam

Взрыв интереса

Итак, с началом 1980-х стартовал и золотой век аниме. Казалось бы, все самые нашумевшие проекты появились сильно позже, так почему именно это время связывают с расцветом японской мультипликации. В первую очередь, из-за растущих возможностей. Технический прогресс + огромные бюджеты, и дело в шляпе. Например, именно тогда наконец появились VHS - те самые кассеты, которые были дома практически у каждого. Подростки, выросшие на Tetsuwan Atom, испытывали ностальгию по подобным шоу.

К 1983-му спортивное аниме уже обзавелось характерными чертами, которые остаются с ним по сей день. Не малую роль в этом сыграл Captain Tsubasa - тайтл о футболе, командной работе и дружбе. И если поначалу зрители даже критиковали неправдоподобную анимацию движений, то в итоге именно она установила стандарт для всего спортивного аниме в будущем. Теперь вы знаете, кого в этом винить.

Одна из самых громких - для всего мира - технических новинок 1983-м тоже заметно повлияла на интерес к индустрии. Появление CGI дало режиссерам возможность представлять на экране более масштабные и зрелищные кадры. А уже в следующем году состоялась премьера Kaze no Tani no Nausicaa. Почему это важно для истории? В процессе создания этого фильма появилась известная студия Ghibli, во главе которой встали Хаяо Миядзаки и Исао Такахата.



Captain Tsubasa - Kaze no Tani no Nausicaa

Интересно, что прошло меньше года, как группа студентов основала компанию Daicon Films. Вы наверняка не знакомы с этим названием, скажем иначе - именно она со временем стала называться Gainax. В лихие 1980-е появился и первый хентай - Lolita Anime - и прародитель сёнена - Dragon Ball. И даже первый яой - Kaze to Ki no Uta.

Вдохновение и бюджеты

Популярность аниме росла вместе с количеством тайтлов. А их становилось все больше, поскольку режиссеры черпали вдохновение уже не только в манге, но даже в сериях романов. Отличный тому пример - Legend of the Galactic Heroes.



Legend of the Galactic Heroes

Развитие игровой индустрии тоже внесло свои коррективы. Появилось аниме по Super Mario Brothers - Super Mario Brothers: Peach-hime Kyuushutsu Daisakusen. Экранизировать теперь могли практически все, даже короткие рассказы. И связано это не в последнюю очередь с растущими бюджетами.

Дело в том, что студии получали внушительные средства от домашних релизов и зарубежного лицензирования. Приведем простой пример. Любимый многими тайтл Akira имел просто невероятный бюджет для своего времени - 10 миллионов долларов. Для сравнения, бюджет Kaze no Tani no Nausicaa - миллион долларов ровно. И это можно легко определить, просто взглянув на «Акиру». Для примера, Tetsuwan Atom использовал максимум 8 кадров в секунду. А вот Akira - все 24.



Akira

К тому же Akira значительно повлиял и на процедуру озвучения. Теперь диалоги записывали заранее, а аниматоры попросту сопоставляли движение рта со звуком, а не наоборот, как было раньше.

Затухание

В 1990-х во всей индустрии начался заметный спад. Связано это было в первую очередь с так называемым Потерянным десятилетием. В начале десятилетия быстрый рост экономики начал замедляться - финансовый пузырь, образовавшийся из-за массовых заимствований и многочисленных спекуляций со стороны японских компаний, банков и ценных бумаг, резко лопнул. Это привело к кризису в банковском секторе и краху фондового рынка.

Естественно, в таких условиях бюджеты на производство новых тайтлов резко сократились. Исчезли множество студий. Пережить кризис удалось далеко не всем. Например, Studio Ghibli тогда выпустили Majo no Takkyuubin - эта работа в значительной степени повлияла на то, что студия Хаяо Миядзаки смогла не только остаться на плаву, но и выпустить Mimi wo Sumaseba и Mononoke Hime позднее в 1990-х.



Mimi wo Sumaseba - Mononoke Hime

Нельзя не вспомнить и о другом невероятно успешном коммерческом проекте - Bishoujo Senshi Sailor Moon. Ну и, естественно, для многих 1990-е ассоциативно связаны с такими произведениями, как Neon Genesis Evangelion, Serial Experiments Lain, Ghost in the Shell, Cowboy Bebop: Tengoku no Tobira и многими другими. И хотя аниме-индустрия продолжала расти и развиваться даже в это непростое время, такого резкого бума, как в 1980-х, уже не было.

Аниме, Кино, Анимация, Фильмы

Previous post Next post
Up