К истории "декрета о социализации женщин"

Oct 20, 2011 23:59

Дополнение к посту
http://shatsky.livejournal.com/14485.html

Уважаемый voencomuezd обнаружил ещё одно упоминание "социализации" в Екатеринодаре.
http://shatsky.livejournal.com/14485.html?thread=154005#t154005

Read more... )

Гражданская война в России

Leave a comment

Comments 42

voencomuezd October 21 2011, 20:45:34 UTC
Не надо забывать, что в то же время - в феврале-марте 1919 г. - в США прошло заседание слушаний "овермэнской" комиссии сената США о положении дел в России. На ней выступило множество людей, которые рассказывали самые вздорные слухи о красном терроре в России, а свидетельства таких лиц как Джон Рид и А.Р.Вильямс в расчет приняты не были. Свидетельства о "социализации женщин" там тоже играли большую роль.
С тех пор, конечно, пропаганда стала потоньше....

Reply

shatsky October 22 2011, 13:30:02 UTC
///С тех пор, конечно, пропаганда стала потоньше....///

Да, возникает много аналогий.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуманитарная_интервенция

Reply

voencomuezd October 22 2011, 20:02:47 UTC
Мне всегда в связи с этим вспоминается, как для обоснования интервенции англичане и французы выдумали, что якобы большевики вооружили военнопленных, которые заняли всю линию Транссиба и начали терроризировать чехословацкие эшелоны. Принципиально это ничем не отличается от "биологического оружия Саддама Хусейна".
Воистину, пропаганда - второе оружие.

Reply


yuridmitrievich October 22 2011, 08:19:32 UTC
«Утром слушал показания наших офицеров-перебежчиков и агентов разведки, бывших у красных. Впечатление самое безотрадное. Говорят, никаких восстаний на юге сейчас нет (а наши газеты-то, а "Великая Россия" пекут их, что твои блины!). Об особенных насилиях над простым населением тоже ничего не слышно. О нашей армии население сохранило везде определенно скверные воспоминания и называют ее не Добрармией, а "грабьармией".
(А. Валентинов. Крымская эпопея // Архив русской революции. Т. 5. - Берлин, 1922)

Reply


voencomuezd October 22 2011, 20:24:07 UTC
Да, еще поправочка - у вас написано "известная история мнимого декрета саратовских анархистов". А нужно "самарских".

Reply

shatsky October 22 2011, 21:26:28 UTC
Под "известной" я имею в виду статью Велидова.
http://scepsis.ru/library/id_2045.html

По Думовой и Трухановскому, кадетская газета обвинила именно саратовских анархистов.

Анархисты, действительно, в своём опровержении ссылались на Самару.
http://net.lib.byu.edu/~rdh7/wwi/memoir/RusRev/images/rr53a.gif

Но Велидов, как и кадетская газета, писал именно о Саратове.

Reply

voencomuezd October 22 2011, 22:19:03 UTC
Да, действительно. Источников Велидов не называет, но учитывая, что он называет документ саратовским и цитирует Владимирский "декрет", тут без источника Комитета не обошлось ( ... )

Reply


voencomuezd October 26 2011, 06:37:33 UTC
Перечитывал "Социологию революции" П.Сорокина (М., "Территория будущего" РОССПЭН, 2005. с.121), написанную в начале 1920-х. Говоря о "растормаживании половых рефлексов", Сорокин, который вообще напичкал книгу искажениями, передержками а то и прямым враньем, не мог, конечно, не упомянуть о знаменитом декрете ( ... )

Reply

shatsky October 27 2011, 16:20:45 UTC
Книга Шафаревича есть в Сети
http://shafarevich.voskres.ru/

Видимо, Сорокин имел в виду эту главу
http://shafarevich.voskres.ru/a22.htm
в) Семья

Но намёк на Саратовский "декрет" вставил сам Сорокин, Шафаревич его не упоминает.

Reply

voencomuezd October 27 2011, 16:43:39 UTC
Очевидно, про Шафаревича вставил редактор, видимо, отсылая читателя к проблемам семьи при социализме. Сорокин как раз что-то в этом духе и говорил.
Ну что же, если нет, то тем лучше, не стоит ставить в научную книгу старую пропагандистскую фальшивку.

Reply


voencomuezd April 10 2012, 19:05:02 UTC
Еще штрих.
В историко-биографическом альманахе серии ЖЗЛ "Прометей" (№4, 1967) в статье Р.Орловой "Страх в империи доллара (Октябрьская революция и американская реакция. Красный психоз в США. 1919-1920 гг. Факты и документы)" есть такие строки:

При таком "мобилизованном" общественном мнении, при таком состоянии умови рождались выдумки одна нелепее другой. На комиссии Овермена была подхвачена выдумка о "национализации" женщин в Советской России (впервые пущена в ход в журнале "Нью Ероп" 31 октября 1919 года со ссылкой на газету "Известия", где будто бы были опубликованы декреты большевиков г.Владимира и г.Хвалынска о "национализации")17 февраля на комиссии Овермена по этому вопросу выступил свидетель Роджер Симмонс (он был в России с экономической миссией). Он заявил, что красивые женщины от 17 до 32 лет являются в Росии "общественным достоянием". Те, кто будут сопротивляться, будут объявлены "врагами народа". Симмонс ссылался на книгу путевых очерков Оливера Сейлора "Россия: белая или красная", 1919 ( ... )

Reply

shatsky April 10 2012, 19:41:19 UTC
Спасибо!

///Он заявил, что красивые женщины от 17 до 32 лет являются в Росии "общественным достоянием". Те, кто будут сопротивляться, будут объявлены "врагами народа". Симмонс ссылался на книгу путевых очерков Оливера Сейлора "Россия: белая или красная", 1919.
...
Через неделю после "показаний" Симмонса госдепартамент заявил, что все это ложь.///

Собственно, для разоблачения Симмонса достаточно было заглянуть в книгу Оливера Сейлера. Он цитирует всё то же опровержение анархистов.

http://books.google.ru/books?hl=ru&id=p3vUAAAAMAAJ&dq=Oliver+Sayler+Decree&q=federation+of+anarchists

Reply

voencomuezd April 10 2012, 19:50:05 UTC
Ну, про комиссию Овермена, чьи протоколы давно переведены, я так добавил, "для весу".
Больше интересно то, что я выделил жирным. Как мы уже знаем, впервые миф был озвучен намного раньше, но в данном случае ссылаются не не самарских декрет.

Reply

shatsky April 10 2012, 20:22:10 UTC
Да, очень интересно.

По этому поводу в 1920 году

Asia: journal of the American Asiatic Association.

Стр. 146:

Ни дата декрета, ни что-либо о его публикации в "Известиях" не было дано в "New Europe". "New Europe" также ссылается на "социализацию женщин в городе Hoolinsky и окрестностях", которая, как говорится, был опубликован в местной газете рабочих и солдатских депутатов. Снова не даётся даты.

http://books.google.ru/books?hl=ru&id=KApZAAAAYAAJ&dq=Decree+of+socialiasation+of+women&q=Hoolinsky
Neither the date of the decree nor that of its publication in the Isvestija was given by New Europe. The New Europe also referred to 'the socialisation of women in the city of
Hoolinsky, and vicinity,' which, it says, has been published in the local Gazette of the Workers' and Soldiers' Deputies. Again no dates are given.

Reply


Leave a comment

Up