Мифологический сюжет "Суд Париса" на протяжении веков пользовался большой популярностью, ведь он предоставлял художникам возможность писать обнаженную натуру, причем сразу несколько подобных натур за раз.
(Как вы думаете, какая богиня тут изображена в треуголке?)
В итоге в 16 веке сложилась иконография, которая в неизменном виде существовала до конца 19 века. Она легко узнается.
Все по тексту мифа: три богини стоят в шеренге по команде "ровняйсь" перед сидящим Парисом, который оценивающе их так разглядывает. За его плечом участвует в сеансе обесценивания Меркурий, посланник богов, который и принес Парису весть о том, что он будет судить этот конкурс красоты и наградит прекраснейшую золотым яблоком. Три богини обычно голые и похожи, как близняшки, отличить их можно обычно лишь по редким атрибутам: Минерве могут оставить на голове шлем, или положить кучку доспехов у нго (как будто сброшенное белье), у Юноны может быть павлин, Венеру сопровождает купидончик (и она может быть самой красивой).
Hans Rottenhammer, 1605
Все очень типично. Художники экспериментируют разве что с разворачиванием натурщиц со всех ракурсов, как курочек гриль, чтобы со всех боков их... ммм... осветить.
Рубенс (мастерская), 1630-е
Это была вводная часть, показывающая, как "было".
Теперь взглянем на редкости -- на то, как тему Суда Париса толковали итальянские мастера, только что соприкоснувшиеся с этой языческой культурой и только начавшие развивать живопись мифологического жанра. Ранние итальянцы.
Вот одно из самых ранних: "в кадре" совмещено несколько событий. Сцена с тремя богинями на первом плане вполне опознаваема. Только отметьте -- все женщины еще одеты. Средневековье на самом деле еще не закончилось, художники не осмеливаются на скандальную обнаженку целых женщин. Интересно, как крупно и не похоже на настоящие яблоки рисуют приз -- это скорее царская держава, чем фрукт. Меркурий здесь, я думаю, в правом верхнем углу, рассказывает Парису, какое ему счастье привалило.
Неизвестный художник. 1430-е. Museo del Bargello
Вот здесь богини уже обнаженные. Но при этом их фигуры совершенно ненатуралистичные и скорее похожи на изображения душ грешников из готических картин Страшного Суда, чем на прельстительные образы, какими они станут позже у Рубенса, Буше и проч.
Парис -- типичный пастух, с посохом, в плащике.
Мастер Суда Париса. 1450-е. Burrell Collection
Тут, и глядя на последующие картины, мы понимаем, что нагота в примере выше проскочила случайно. Далее все опять долго будут одетыми. Надо бы поискать описание вот этой странной вещи. Наверно, ближайшая к Парису -- это Венера? А почему у нее на голове горит огонь?
Antonfrancesco dello Scheggia. 1470s. Šternberský palác
Тут совмещены две сцены. (Причем заметьте, все персонажи тоже в странных шляпках).
В левой части дядя с бородой, я думаю -- Меркурий, в ту пору он имел алхимические коннотации и ассоциировался с фигурой мудреца.
Мастер панелей Аргонавтов. 1480-е. Музей Фогг
Вот тут у автора узнаваемый почерк! Сразу можем угадать, кто Венера -- наверняка та, кто как по копирке срисована с боттичеллиевских мадонн, венер и вёсен.
Боттичелли и мастерская. 1480-е. Cini foundation
Вот эта картина, которой мы закрываем 15-й век, по манере, видите, более архаична, чем предыдущая, зато более передовая по подходу к теме.
Мне еще нравится маленький купидончик с повязкой на глазах, который целит в Париса (чтобы он влюбился в Елену).
Girolamo di Benvenuto. 1500. Лувр
Какие еще интересные детали кто заметил?
У кого есть под рукой мощности погуглить подробные описания этих картин, там разгадок странных шляп нету?