Знаменитая картина Эдуара Мане 1882 года, показывающая блеск и шум парижской ночной жизни. Вот 3 секрета прославленного шедевра.
1) Ноги гимнастки
"Фоли-Бержер", несмотря на впечатление, которое создает картина -- это не ресторан, а театр-варьете. (Кстати, работающий и в наше время). На картине изображен, грубо говоря, театральный буфет. Только находящийся непосредственно в зрительном зале (французы знают толк, в том, как смотреть спектакли). В зеркале виден фрагмент представления, которое происходит за спиной наблюдателя. Это гимнастка на трапеции, выступавшая в этом мюзик-холле.
Её ноги в зеленой обуви виднеются в верхнем левом углу полотна.
2) Художник НЕ ошибся с ракурсом зеркала
Уже более века полотно упрекают в том, что Мане изобразил зеркало и отражение в нем так, как не может быть по законам физики-оптики. Мол, если стоять так, как написано на полотне, напротив барменши, отражение сзади нее так не получается.
Задачкой озаботились современные исследователи, которые построили целую диаграмму, чтобы расчитать, где на самом деле должен стоять наблюдатель, чтобы получилось такое отражение спины девушки и ее собеседника в цилиндре.
По их рассчетам -- такое отражение возможно. Только иллюзия состоит в том, что наблюдатель стоит ровно напротив барменши. На самом деле, он должен стоять от нее сбоку. Они даже фотографическую реконструкцию подобной сцены сделали.
3) Девушка на картине несчастна
Для полотна позировала реальная работница этого заведения по имени Сюзон (фамилия утрачена). Она действительно была барменшей, а в ту пору это автоматически подразумевалось "и проституткой".
Сюзон приходила к художнику в мастерскую, где позировала для этого сложно выстроенного полотна. (Остальной антураж варьете и бара он писал по памяти и сделанным ранее быстрым этюдам). Контраст выражения лица Сюзон с окружающей шумной праздничной ночной жизнью поражает, если вглядеться. Рентген картины показал, что в ранней версии она не опиралась руками на стойку, а стояла, скрестив руки, в напряженной защитной позе (что еще сильнее усиливало впечатление, см. язык тела). Предварительный эскиз картины демонстрирует тот же момент.
Ведь такими глазами она смотрит не просто в пространство, а на мужчину в цилиндре, который разговаривает с ней. Что же такого он ей говорит, неужели просто "еще бутылочку?". И сколько ей бедной осталось до конца рабочего дня, небось еще часа четыре на ногах?
Картина оказалась последней крупной работой Мане. На следующий год он умер.