Разглядываем детали одного из самых знаменитых автопортретов XIX века.
Автопортрет с отрезанным ухом (Галерея Курто, Лондон)
В 1889 году Винсент ван Гог написал два автопортрета с перебинтованной головой -- под бинтом скрывалось отрезанное ухо. Эту рану, как считается, он нанес себе сам в приступе умопомешательства (напомню, что он долго лежал в психбольнице и в итоге покончил с собой). По другой версии, ухо ему отрезал Поль Гоген во время ссоры, но это маловероятная теория.
Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой (Коллекция Ниархоса, Чикаго)
На одном из этих портретов, с оранжево-красным фоном, ван Гог изображен с трубкой в зубах. Лаконичность фона и яркость цветов делает эту картину более запоминающейся (хотя и существует версия, что это подделка, и поэтому она более "вангогистая", чем достоверный "ван гог").
На второй, более эмоционально сдержанной (и гарантированно подлинной) картине ван Гог с отрезанным ухом изображен на фоне реального интерьера комнаты.
На стене висит японская гравюра, которую исследователям творчества художника удалось опознать, хотя особой точности в ее воспроизведении ван Гог не придерживался.
Это гравюра "Гейши в пейзаже" художника Сато Токио, сделанная в 1870-х годах.
Японское искусство появилось "в кадре" не просто так. Дело в том, что французские импрессионисты и постимпрессионисты обожали японское искусство. Ведь задачей этих европейских художников было отказаться, полностью уйти от реализма, натуроподобия академической живописи. А японские мастера, которые довели до совершенства искусство стилизации, показывали им очень успешный способ это делать.
Ван Гог копировал гравюры, причем делал это маслом: эффект получался интересный. Вот здесь слева настоящая гравюра, созданная мастером Хирошиге, а справа -- ее копия кисти ван Гога. Получалось грубовато, зато он овладевал тонкостями упрощения и эффектной подачи.
Цветущая вишня
А вот еще одна картина маслом кисти ван Гога, тоже копия Хирошиге.
Занимался ван Гог и написанием классических японских красавиц -- гейш в узорчатом кимоно.
Куртизанка (с Эйсена), 1887
Выглядит, честно говоря, коряво, в особенности в сравнении с настоящим Эйсеном. Но зато именно такие упражнения по переработке иноземного наследия, способа видеть мир, и позволили создать ван Гогу свой художественный язык.
И без этих гейш у нас бы не было вот таких вангоговских ирисов, например, совершенно точно.
Ирисы, 1889
Так что гравюра с девушками в кимоно за спиной художника на его автопортрете - это не просто так, типа для красоты, а знак почтения, благодарности японским мастерам.