Картина 1907 года, первоначально называвшаяся "Философский бордель", перевернула мировое искусство. Как это получилось?
Пикассо. "Авиньонские девицы", 1907
Когда Пикассо выставил эту картину в Париже, она произвела колоссальный скандал. И дело не только в том, что на ней изображены обнаженными проститутки с Авиньонской улицы в Барселоне. Но и в том, насколько новый и необычный изобразительный язык Пикассо использовал.
А ведь годом-двумя ранее Пикассо писал совсем по-другому, пока длился его "розовый период" -- более гармонично и реалистично.
Пикассо. "Мальчик с трубкой". 1905
Однако эта стилистика не удовлетворяла Пикассо. Художественная жизнь Парижа кипела, и ему хотелось занять в ней видное место, совершить какое-нибудь открытие. Кстати, напоминаю: от реализма и натуроподобия к этому времени все передовые мастера уже давно отказались, экспериментируя всеми возможными способами.
Главным хитом предыдущего, 1906 года, было полотно "Радость жизни" 37-летнего Матисса.
Матисс. "Радость жизни". 1906
25-летний Пикассо был наглее и свободней в своих экспериментах. Насмотревшись африканских масок из резного дерева, которые как раз вошли в моду в этот период, а также на другое примитивное и древнее (например, дохристианских племен Испании), он придумал новое: как упростить живопись до невероятия.
Оказалось, что чем минималистичнее произведение искусства, тем оно "страшнее", эффектнее.
Африканская маска фанг
И что искусству не обязательно быть реалистичным, чтобы вызывать эмоции. Это знал еще Эль Греко, которого Пикассо любил и внимательно изучал.
Эль Греко. Видение Иоанна Богослова. 1608-14
Соединив все эти идеи, интуитивные ощущения, Пикассо и написал "Авиньонских девиц". А упрощения формы, человеческих фигур, то, как он превратил части тела в геометрические тела - оказалось еще одним открытием. И другие французские мастера до него подходили к изобретению кубизма, но все как-то не удавалось поймать мысль.
А Пикассо удалось. У него начался новый период творчества, который так и называется -- кубистический. То есть "Авиньонские девицы", так напугавшие почтенную публику -- это такой первый шаг, формулирование теоремы того стилистического направления, которое будет чрезвычайно важным для всего искусства ХХ века, для огромного количества художников, а потом и дизайнеров и архитекторов.