РУССКИЙ САМОДЕРЖЕЦ ЕСТЬ ВОСПРИЕМНИК РУССКОГО НАРОДА

Mar 17, 2021 08:45


А. Д. Нечволодов



Отпустив своих языческих жен, Владимир по прибытии в Киев приступил и к очищению города от языческих идолов: некоторых рассекли на части, других сожгли, а  самого главного - Перуна привязали к хвосту лошади и потащили с горы,  причем двенадцать человек должны были бить его палками для поругания  перед народом. Когда его приволокли к берегу и бросили в  воду, то многие проливали слезы и долго следовали за плывшим болваном по  берегу. Разрушив идолов, приступили к проповеди народу



Христовой веры;  прибывший из Греции митрополит вместе со священниками ходил и  проповедовал всюду по Киеву слово Божие; сам великий князь Владимир  участвовал в этой проповеди. Наконец, когда население было таким образом  подготовлено, он приказал оповестить по всему городу, чтобы на другой  день все некрещенные шли к Днепру.
Здесь 1 августа 988 года и совершилось величайшее событие в жизни Руси - она приняла святое крещение.
Киевляне,  стар и млад, входили в воды Днепра. Кто стоял по шею в воде в самой  глубине, кто до персей; малые теснились поближе к берегу, а младенцев  взрослые держали на руках. Службу совершали епископ Михаил и прибывшие с  царицей священники.
Восприемником своего народа был сам великий князь, стоявший тут же на берегу.
“Умилившись  духом при виде этого радостного зрелища, как крестится его родной  народ, Владимир,- говорит летописец,- возведя очи на небо, изрек: „Боже,  сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сии и даждь им, Господи,  познать Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские;  утверди веру в них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на  супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, я победил бы его КОЗНИ”.
После  крещения Владимир приказал тотчас же рубить и ставить по всему городу  церкви в тех местах, где раньше были кумиры. На холме, где стоял Перун,  была построена церковь Святого Василия, именем коего был окрещен  Владимир в Корсуне. На том же месте, где были убиты разъяренной толпой  два варяга - Феодор и Иоанн, Владимир повелел соорудить особо богатый  храм в честь Богоматери вызванными для этого мастерами из Греции. Когда  постройка этого храма была окончена, то на содержание его Владимир  определил давать десятую часть доходов со своих имений, почему церковь и  была названа Десятинной, а управителем этих десятин был поставлен грек  корсунянин - Настас.
Дивный храм этот был построен и украшен  по-царьградски. Двадцать пять глав, или верхов, украшали его снаружи, а  внутри было множество столпов из драгоценного мрамора, яшмы и других  камней; стены же были украшены прочной живописью. Перед храмом с  западной стороны, в подражание Царьграду, были поставлены привезенные из  Корсуня две медных статуи и четыре медных коня.
Вместе с постройкой  Божьих храмов первым помыслом Владимира после крещения было заведение  школ для книжного учения, так как христианство, кроме истинной веры,  принесло также с собою на Русскую землю грамоту и всю науку.
Владимир  же, как восприемник при крещении своего народа- по святому долгу,  налагаемому церковью на восприемников, должен был тотчас же приступить к  научению своих крестных детей Христовой вере и всей людской премудрости  во славу Божию и на пользу своей родной земли. После него и все русские  государи, наследуя от своих предшественников верховную власть над  землею, наследуют вместе с тем и долг восприемничества над своим  народом; поэтому-то они всегда и стоят во главе Русской церкви и  просвещения.
Чтобы начать дело обучения народа, Владимир собрал у  лучших простых людей Киева их детей и отдал их в устраиваемые школы под  руководство священников. При этом многие матери плакали по своим  ребятам, как по умершим, так как очень темен еще был народ. Из набранных  детей в школах этих, разумеется, прежде всего стали готовить будущих  священников и прочих церковников, которые необходимы были как для  совершения треб, так и для научного просвещения паствы.
После  крещения киевлян Владимир послал священников, вместе с мужами своей  дружины, по разным концам Русской земли проповедовать Евангелие, а затем  и крестить народ. На север, по великому пути из варяг в греки, был  отправлен митрополит Михаил вместе с Добрыней, дядей Владимира, и  Настасом корсунянином.
Народ, живший по пути из варяг в греки,  крестился везде без принуждений, но в Новгороде, старом языческом  гнезде, всегда крепко не любившем Киев и его христиан, введение  Христовой веры было делом нелегким. Когда в Новгороде узнали, что  Добрыня идет крестить, то собрали вече, и все поклялись не пускать его в  город и не давать идолов на ниспровержение; и точно, когда пришел  Добрыня, то новгородцы построили большой мост и вышли на него с оружием.  Добрыня стал было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не  хотели и выставили против него камнеметные орудия; особенно возбуждал  новгородцев против христианства волхв Богомил, прозванный за свою  складную речь Соловьем. На торговой стороне назначенный в Новгород  епископом Иоаким, корсунянин родом, вместе со священниками ходили по  улицам и учили людей, сколько могли; им удалось окрестить в два дня  несколько сот человек. На другой же стороне реки в это время  новгородский тысяцкий Угоняй ездил всюду и кричал: “Лучше нам помереть,  чем дать богов наших на поруганье”, и до того возбудил народ, что тот  разграбил дом Добрыни, находившийся на том берегу реки Волхова, убил его  жену и еще несколько родственников. Тогда Добрыня отправил на ту  сторону реки своего тысяцкого Путяту с пятьюстами человек. Путята  незаметно переправился ночью на лодках, захватил Угоняя и других главных  зачинщиков беспорядков и отправил их на расправу к Добрыне. После этого  народ вступил с Путятой в жестокую сечу и разметал церковь Преображения  Господня, принадлежавшую новгородским христианам, кои давно находились в  городе в малом числе.
В помощь Путяте на другой день с рассветом  прибыл Добрыня со своими людьми и велел зажечь некоторые дома на берегу.  Тогда новгородцы испугались, побежали тушить пожар, и сеча перестала, а  самые знатные люди пришли к Добрыне просить мира. Добрыня, конечно,  тотчас же согласился на мир, но приказал немедленно сокрушить всех  идолов: деревянных пожечь, а каменных, изломав, побросать в реку.  Мужчины и женщины, видя это, с воплями и слезами просили за них, как за  своих богов. Добрыня с насмешкой отвечал им: “Нечего вам жалеть о тех,  кто себя защитить не может; какой пользы вам от них ждать?” - и послал  всюду с объявлением, чтобы шли креститься. Вместе с тем посадник  Воробей, воспитанный в детстве с Владимиром, человек, отлично владевший  словом, пошел на торг и стал сильно уговаривать народ креститься. Многие  пошли к реке сами собой, а кто не хотел, того воины тащили силой;  говорившим же, что они уже крещены, приказано было надеть на шею кресты,  а у кого креста не было, того вели в воду. Так крестились новгородцы.  Память в народе о насильном крещении сохранилась надолго, и много лет  спустя нельзя было больше рассердить новгородцев, как сказать, что их  “Путята крестил мечом, а Добрыня огнем”. <
Приняв христианство,  Владимир не только ревностно насаждал его среди народа, но и сам  преобразился духовно до неузнаваемости. Со времени своего крещения в  свою боярскую думу, кроме городских старцев, он стал всегда приглашать и  епископов, которые оказывали на все дела большое влияние.
Особенно  усердно творил Владимир милостыню. Слушая однажды, как читали в церкви  Евангелие, Псалтырь и книгу Премудрости Соломона, он, по рассказу  преподобного Нестора, был более всего поражен следующими местами этих  священных книг:
В Евангелии: “Блаженны милостивые, яко тии  помилованы будут. Продайте имение ваше и отдайте нищим. Не собирайте  себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры  подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль,  ни ржа не истребят”. В Псалтыре царя Давида: “Блажен муж, который милует  и дает”. В книге Премудрости Соломона: “Дающий нищему, Богу взаймы  дает”. Слышавши все это и желая жить по Писанию, Владимир приказал  каждому нищему и убогому приходить на княжий двор и брать все, что им  нужно, платье и еду, и деньги из казны своей. После этого он вспомнил,  что есть и такие, которые вследствие дряхлости и болезни не могут  добрести до двора его; и вот Владимир велел устроить особые возы,  складывать на них хлеб, мясо, рыбу, всякие овощи, мед в бочонках, а в  других квас, возить все это по городу и везде спрашивать: “Нет ли где  больного и нищего, который не может идти к князю во двор”, и раздавать,  кому что нужно.
Став христианином, Владимир стал настолько жалостлив  к людям, что прекратил казнить и наказывать преступников; вследствие  этого вскоре развелось огромное множество воров и убийц, которые заняли  все дороги и начали немилосердно убивать и грабить всех путников, так  что одно время не было безопасного прохода и проезда к Киеву.
Тогда  сами епископы пришли к Владимиру и сказали, что “умножились разбойники,  отчего не казнишь их?” - “Боюсь греха”,- отвечал Владимир. “Ты поставлен  от Бога,- сказали ему на это епископы,- казнить злых, а добрых  миловать; поэтому разбойников следует казнить, но по правде, с  испытанием”. Тогда Владимир стал казнить разбойников; впоследствии же он  нашел возможным отменить эти казни и стал наказывать преступников одной  денежной пеней - вирою.
Будучи истинно благочестивым и в точности  исполняя евангельские веления о милосердии, Владимир вместе с тем был  гостеприимным и ласковым хозяином; он со своей княгиней постоянно  задавал веселые пиры - как по случаю особых церковных торжеств, так и  вообще, в каждый воскресный день. На эти пиры приглашались: во-первых,  дружина, а затем сотские, десятские и другие выборные мужи от города.  Было за княжескими столами всего во множестве: было мясо и от скота, и  от зверей, и всего было в великом изобилии.
Народ прозвал своего ласкового и щедрого князя Красным Солнышком.
Особенно  любил князь свою дружину и ничего не жалел для нее. Однажды подпили его  гости и начали роптать на своего князя: “Горе нашим головам, дает нам  есть деревянными ложками, а не серебряными!” Услышав это, Владимир  тотчас велел сковать серебряные ложки и промолвил при этом: “Серебром и  золотом не соберу дружины, а дружиной сыщу и серебро, и золото, как и  дед мой, и отец мой дружиной доискались и золота, и серебра”.
Насаждая  Христову веру и устраивая порядки на Русской земле, Владимиру и после  своего крещения немало приходилось заниматься ратным делом. Он удачно  воевал с дунайскими болгарами, посылая на помощь русские войска своим  новым родственникам, греческим царям.
Однажды он послал отряд  русских воинов, в шесть тысяч человек, своему зятю - царю Василию. Этот  Василий, около 1000-го года, взял их с собой в Армению, куда он приходил  с миром и делал дружеский прием владетелям Грузии и Кавказа. Тут  произошел такой случай. Как-то раз из отряда русских какой-то воин нес  сено для лошади. Подошел к нему один грузин и отнял у него сено. Тогда  на помощь русскому прибежал другой русский. Грузин крикнул своих,  которые, прибыв, убили первого русского. Тогда все русские, бывшие там,  как один человек, поднялись на бой и побили всех находившихся здесь  грузинов. “В этот день не уцелел ни один благородный грузин; все  заплатили немедленно смертью за свое преступление”,- рассказывает один  армянский писатель по этому поводу. Это показывает, почему Русь всегда  была грозной; она всюду жестоко платила за полученные обиды и никогда не  оставляла их без отмщения; даже и после принятия христианства обычай  кровавой мести существовал еще весьма долгое время и был даже узаконен.
Самыми  главными и тяжелыми походами для Владимира были его походы против  ближайших соседей - печенегов. С тех пор как их навел на Русскую землю,  чтобы отомстить за смерть Ярополка, его верный дружинник Варяжко, они  постоянно тревожили Владимира и часто подходили к самой границе, которая  проходила тогда близко от Киева.





--------------------------------------------------------------------------------------------------

Каждый Самодержец является Восприемником русского народа (это не  призидент и не Генсек), то есть его отцом духовным, а народ есть  домашние своего Государя. Собственно это была одна из причин, почему Царь не мог заливать Россию кровью..
https://graf-orlov33.livejournal.com/1011364.html

Николай II, клятвопреступление, предательство, цареубийство, революция, Российская империя

Previous post Next post
Up