К ВОПРОСУ О ПОКАЯНИИ В ГРЕХАХ РУССКОГО НАРОДА. Мария Свидельникова 1-2

Jul 17, 2021 22:46


Во Имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь.

«Дом, разделившийся в себе, падет» (Лк.11, 17; см. тж. Мк. 3, 25). Ради единства Православных попробуем вместе искать ответы на наболевшие вопросы. Давайте, учась «служить Господу со страхом» (Пс. 2, 11), «с трепетом совершать свое спасение» (Флп. 2, 12). Будем помнить, что есть «мудрость, нисходящая свыше», но есть и «земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 15 - 4, 1).



Некоторые убеждены, что все беды Руси оттого, что кто-то кается в грехе цареубийства. Но скажите на милость, разве Господь когда-либо наказывал за покаяние?

Когда говорят, что кто-то берет на себя чужой грех, не забывают ли слова Евангелия о том, что «не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с Неба» (Ин. 3, 27)?

Но будем объективны: вопрос есть - можно ли каяться в грехе цареубийства. Отложим эмоциональные оценки. Иначе они в равной степени будут приложимы к святым и авторитетам Церкви, к святому Иоанну Шанхайскому, Серафиму Роузу, Архиеп. Аверкию (Таушеву), Еп. Нектарию (Концевичу), к свт. Иоанну Снычеву, подписавшему призыв Священного Синода к покаянию в грехе цареубийства вместе со всеми членами Синода: Патриархом Алексием, Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, тогдашним Митрополитом Кириллом и прочими. Таких посланий было два: в 1993 и в 1998 гг. Не спеша вчитаемся в выдержки из этих официальных Посланий Священного Синода Русской Православной Церкви:

«Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тягчайшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании.

И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад - усопших и ныне живущих - приносим перед Богом и

людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!

Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора… Покаяние в грехе, совершенном  нашими предками, должно стать для нас еще одним знамением единства».

(Послание Патриарха Московского и Всея Руси  Алексия II и Священного Синода РПЦ к 75-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи, обнародовано 18 июля 1993 г., опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» №6 за 1993 г. и в православных и светских газетах «Известия», «Московские новости», «Московский комсомолец», некоторыми Владыками было зачитано с амвона, читалось в храмах).

«Убийство Царской Семьи - тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом…

Пусть воспоминания о содеянном преступлении подвигнут нас совершить в этот день всеобщее покаяние в грехе вероотступничества и цареубийства, сопровождаемое постом и воздержанием, чтобы Господь услышал наши молитвы и благословил Отечество наше миром и процветанием». (Послание Патриарха Московского и Всея Руси  Алексия II  и Священного Синода РПЦ, «Журнал Московской Патриархии» №7, «Московский Церковный Вестник» № 11 за 1998 г., официальный сайт ВЦС за 9.06.1998 г.).

Важно видеть существенное различие между криминальным актом убийства и цареубийством как грехом. В Послании Св. Синода 1998 г. (см. выше) ясно определяются  разные степени греха, «безгласное попустительство» части народа и цареубийство как грех общийПриснопамятный Митрополит Иоанн (Снычев) разъяснял: «Собственно, цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских, темных сил… Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением».

Мне кажется, что в приведенной цитате Послания Св. Синода о безгласном попустительстве и в этой фразе и есть ключ к решению нашего с Вами вопроса. Послушайте еще раз: «весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его». То есть совершенно очевидно, что попущение цареубийства - это мера греха, свойственная большинству народа, мера соучастия в грехе. Но сам грех при этом не перестает называться «цареубийство».

Серафим Роуз объяснял: «Конечно,  цареубийство  не  является  единственным  грехом, лежащим на совести русских людей. Оно является как бы символом России, отпавшей от Христа и истинного Православия…». По словам Архиеп. Серафима (Соболева), это «верх или плод тех разновидных религиозно-нравственных тяжких преступлений, которые совершались русскими людьми на протяжении многих и многих лет».

Позволю себе аналогию. Современная девочка 14 лет делает аборт. В «Клинике, дружественной к молодежи», которые сейчас на каждом углу, ей сказали, что она молодец, что пришла вовремя. Ее подвигли к этому секспросвет, реклама жизни в свое удовольствие, угрозы родных, нищета. Она совершила это по неведению. Убивали ее ребенка, принося жертву сатане, чужие, незнакомые ей люди. Она лишь попустила им это сделать. И не имеет никакого значения, сама ли она приняла решение, желая избежать тягот и забот, или ее принудили, уговорили другие. Все они - соучастники (тоже наказуемые) ее преступления, а она - преступник перед Богом, так как, если бы не согласилась, то они не смогли бы совершить этого злодеяния. С этих пор она носит смерть в своем чреве. И жизнь ее не изменится, пока она не покается в том, что она - убийца своего ребенка. Так и с русским народом.

Апостолы Петр и Иоанн говорили народу в храме: «…вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили…  Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению… Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа…» (Деян. 3, 13-20). Убили не римские легионеры, распинавшие Его, бросавшие жребий о Его хитоне и прободавшие Его животочные ребра. Убили те, за кого Он проливал кровавый пот в Гефсимании, кто кричал: «Кровь Его на нас и на детях наших!», кто надругался над висящим на Кресте своим Создателем…

Разве весь еврейский народ до одного стоял на площади и кричал: «Распни Его»? (Мк. 15, 9-13). Нет, лишь какая-то малая часть, возбужденная слепыми вождями, могла поместиться в узких улочках у Претории. Остальные по неведению молчали. Симон Киринеянин, идя с поля (т.е. от житейских попечений) сподобился помочь нести спасительное Древо Креста. Были и такие, кто на расстоянии чувствовал трагедию богоубийства, как это описано в житии Св. Нины. Но все это не снимает вины с Израиля как целого. Апостолы призывали весь еврейский народ покаяться, говоря, что они «Начальника жизни убили». Значит, каяться должны были именно в убийстве, хоть и по неведению, а не в предательстве и попущении убийства. Каяться в убийстве Бога в своей душе прежде всего и, уверовав, креститься в Него, обретать жизнь в Нем.

Так и нашему народу нужно каяться в убийстве Царя своего в собственной душе и в душах своих детей, и, возрождаясь в нерушимой ограде Церкви Спасителя, каждому и всем миром молить о ниспослании Царя Православного.

Некоторые настойчиво повторяют: «я Царя не убивал». Да, он не стрелял в Царя. Но зададим себе риторический вопрос: почему тогда одну и ту же фразу: «я Царя не убивал» говорят и монархисты, и те, кто Царя, скажем мягко, не любит? Убивал ли Царя свт. Иоанн Снычев?

Для нас же с Вами важно, чтобы мы опирались на Священное Писание, согласное мнение святых и авторитетов Церкви и на здравый смысл.

Господь говорит нам: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Каков его грех? - прелюбодеяние. И знаем также, что «Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3, 10-15). То есть всякий, кто плохо говорил на Царя, плохо думал о нем, отпадал от жизни вечной.

Современные данные волновой генетики на своем уровне объясняют этот механизм. Недаром грех убийства и пролития крови хотя и прощается, но оставляет по себе неизгладимый отпечаток, не позволяющий крещеному или раскаянному убийце быть священнослужителем. Недаром угрожали проклятием и отлучением от Святой Троицы всякому, дерзнувшему нарушить Соборное постановление 1613 г., его составители. Недаром евреев должны крестить лишь после специального чина отречения от их родового греха богоубийства.

Спросим себя: уверен ли я, что никто из моих родственников, дававших до 1917 г. присягу на верность Дому Романовых и не освобожденных от нее после свержения Царя, никто из тех, в ком текла их кровь, не похулил Царскую власть ни словом, ни помышлением?

Именно поэтому и написано в «Чине Соборного Покаяния в грехах русского народа», единственном, имеющем благословение Патриарха Алексия:

«Господи, помилуй нас, ныне живущих, хотя и не проливших крови Помазанника Твоего, но участвовавших в его духовном убиении злобным и богохульным словом, исходящим от безбожной и сатанинской власти.

Господи, помилуй нас, веривших кощунственным наветам и злобной клевете, прости нас, слепо повторявших слова безумной ненависти и тем являвшихся соучастницами  в грехе цареубийства…

Господи, помилуй нас, и доселе не уразумевших, что на русский народ пал гнев Божий, пало Соборное проклятие за отпадение от веры Православной, за клятвопреступление, за отречение, предательство и убиение своего Царя, Помазанника Божия».

(Цит. по: Молитвослов. Минск, «Православная инициатива», 2003 г., с.151-190)

Такой подход основан на согласном мнении святых и авторитетов Церкви. Уже приводились цитаты Серафима Роуза, Митр. Иоанна (Снычева). Ученик прп. старца Нектария Оптинского Епископ Нектарий (Концевич) говорил: «Смертный грех цареубийства тяготеет над всем русским народом, а, следовательно, в той или иной степени над каждым из нас». В ответ на попытки некоторой части своей паствы оправдать себя Архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Слабое утешение для нас в том, что непосредственное убиение Царской Семьи совершено было не русскими руками… Хотя это и так, но весь русский народ повинен в этом ужасном безпримерном злодеянии, поскольку не противостал, не воспрепятствовал ему... Весь русский народ несет вину за этот тяжкий грех, совершившийся на русской земле».


Вот что писал в 1938 г. святой Иоанн Шанхайский: «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление (т.е. преступление на верность вере, Царю и Отечеству) и цареубийство… В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а и весь народ».

В другом месте он говорит: „Убийство Императора Николая ІІ и его семьи является исключительным как по виновности в нем русского и других народов, так и по его последствиям... „Кровь Его на нас и на чадах наших” (Мф. 27:25). Не только на современном поколении, но и на новом, поскольку оно будет воспитано в сочувствии к преступлениям и настроениям, приведшим к цареубийству. Лишь полный духовный разрыв с ними, сознание их преступности и греховности и покаяние за себя и за своих предков освободят Русь от лежащего на ней греха”.

Итак, мы видим, что покаяние в грехе цареубийства основывается на Евангельском понимании греха, его вселенского значения, даже если он совершается в мыслях или на словах, на согласном мнении святого свт. Иоанна Шанхайского, Серафима Роуза, Архиеп. Аверкия (Таушева), ученика Оптинского старца Нектария Епископа Нектария (Концевича), Митрополита Иоанна (Снычева). Именно поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви дважды официально призывал нас всех ради единства каяться «в грехе цареубийства, совершенном нашими предками».

Господь Бог ведает, почему люди, ополчившиеся против такого заповеданного нам покаяния, не обращают внимания, явно замалчивают очевидные факты. Ведь если они так хорошо знают литературу по этому вопросу, то не могли не встретить того, что приводилось выше.

Вернемся к вопросу о мере греха, ведь разные люди действительно согрешили в разной степени.

Даже в церковной среде было ликование или, по крайней мере, согласие со свержением Православной Монархии. Об этом свидетельствуют и многочисленные восторженные телеграммы от епархиальных собраний, и то, что в защиту Царя выступило лишь 6 из 385 действовавших на то время Архиереев, и то, как рушилась потом Церковь обновленцами.

Конечно, не виновен ни в чем протоиерей Иоанн (Кочуров), первый из новомучеников, которого убили после того, как он 8 (21) декабря 1917 г. вывел людей на Крестный ход в Царском Селе. Непричастны к страшным грехам народа и те, кто тогда последовал за ним.

А кто молчал? Кто молчал, хотя и не соглашался с происшедшим, кто никогда не похулил Православную Монархию ни словом, ни помышлением? Наверное, такие люди попустили убиение Царя. Их было немало, конечно. Особенно в Малороссии, чему есть яркие примеры.

Известен и случай, когда арестованного Царя пнул ногой в спину в храме Божием, во время молитвы, простой русский мужик. В Питере в Зимнем был лучший портрет Царя «в тужурке» работы Серова. Матросы выкололи ему глаза. Что бы они сделали, будь там сам Царь? Если  «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3, 10-15),  то кем были те, кто ненавидел своего Богом данного Царя, даже не протыкая штыками его портрет?

Известно, что не будь в Екатеринбурге охраны в момент привоза туда Царя и Святой Семьи, разагитированные русские выродки прямо там бы и совершили самосуд над ними. Но не это было нужно тем, кто замышлял именно ритуальное убийство.

Почитайте фамилии тех, кто охранял Царскую Семью перед расстрелом, тех отобранных убийцами людей. Там что, одни инородцы? Был среди них и Авдеев. И наша матушка Алипия Киевская тоже Авдеева. Народ действительно разделился. Вы прекрасно знаете, что почти все лучшие, не сбежавшие, но сражавшиеся за Веру и Отечество, были смертельно отравлены хулой на Монарха, Духом Святым помазанного на царство, почему и не дано было им победы…

Если объективно для каждого есть разная мера одного греха, то кто может полагать предел чьему-то покаянию? Как можно запрещать людям каяться, да еще и говорить, что все беды на Руси оттого, что каются не так, как кому-то хотелось бы? А если грех общий, народный, то почему называть его позволительно только самой нижней, самой неактивной ступенью молчаливого, «безгласного» попустительства?

Я отнюдь не настаиваю на формулировках. Многие люди усердно служат Богу, Царю и Отечеству, имеют разум творить Волю Божию, не вдаваясь в терминологию.

Если святой Иоанн Шанхайский назвал соборный народный грех цареубийством, то зачем мне искать другие слова, не лучше ли искать покаяния?

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: как правильно любить? Ответ очевиден: просто любить. Так же и на вопрос: как правильно каяться? Ответом будет - каяться. Кто-то же тонко пытается внести постоянный источник раздора, стимулировать словесные распри вместо собственно покаяния. Но ведь не эти люди принимают у каждого из нас покаяние, не им принесем мы свое сердце на Страшном Суде.

Если любимый мною о. Николай (Гурьянов) не употреблял слово «цареубийство», то это отнюдь не говорит, что он запрещал каяться в грехе цареубийства. Возможно, на тот момент для людей важнее было простыми словами объяснить, в чем именно он заключается, ведь суть греха была уже выражена до него. И вообще, яростные нападки на саму идею покаяния в грехе цареубийства возникли уже после 2003 г., когда вышел первый Чин покаяния, так что о. Николаю не было нужды выступать арбитром.

Если вернуться к обоим приведенным Посланиям Св. Синода, то явно проступает яркая мысль: «Покаяние в грехе, совершенном  нашими предками, должно стать для нас еще одним знамением единства» (1993 г.). Освященный Собор и русский народ в 1613 г.  Духом Святым клятвенно утвердили Православное Самодержавие для мира и благоденствия нашего Отечества и для спасения наших душ.

Возможно, именно нежелание народного единения и, соответственно, деятельных плодов покаяния подвигает кого-то невидимого осознанно противиться покаянию в грехе цареубийства и накачивать других осуждением и негативными эмоциями. Именно эмоциями, то есть душевными движениями, которые на Страшном Суде могут оказаться мудростью земной, душевной, бесовской (см. Иак. 3, 15 - 4, 1). Такое наполнение тяжелее покаяния, и шарик не взлетает.

Я отнюдь не имею в виду тех, кто несет подобные листовки в массы. Мы же знаем, что целые институты над такими вещами работают. Их задача всегда одна - стравить, не дать покаяться и тем уничтожить. Да не будет!

Нам внушают: «люди берут чужой грех на себя». Задумаемся. Господь взял грехи мира на себя. Святой Царь Николай взял на себя грех клятвопреступления народа русского, грех его непослушания Воле Божией. Отец Владимир Шикин из Дивеево и многие старцы брали грехи других людей на себя. На такое способна лишь совершенная любовь. «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с Неба» (Ин. 3, 27).

Но когда я, грешная, совершенной любви не имеющая, каялась в грехах богоотступничества, клятвопреступления и цареубийства, я ничьих грехов на себя не брала, как никто из нас не берет и брать не может. Те, кто действительно брал на себя чужие грехи, осознанно просили об этом Бога, и им с Неба давалось.

Продолжение здесь https://shabdua.livejournal.com/7175482.html

Николай II, клятвопреступление, покаяние, цареубийство, царь, Российская империя

Previous post Next post
Up