Женские судьбы

Mar 13, 2014 18:06

Рецензия сразу на три книги (размахнулась, ага) опубликована в последнем номере "Гипертекста". Я его еще не видела, так как не была на презентации, но надеюсь, что criticessa приберегла мне один экземпляр.

Эти три книги очень непохожие по стилю, написаны разными авторами, в разное время. Но их можно объединить под условным названием «женские судьбы». Или сильные женщины. Сильные не плане «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», а плане пережитого выпавшего на их счет горя. И при этом героиням книг удалось стать счастливыми.
Первая книга «Монахиня из разведки. История жизни ветерана Великой Отечественной войны монахини Адрианы (Малышевой)» написала Анной Даниловой, журналистом и преподавателем филфака МГУ. Не могу назвать себя рьяно верующим человеком, но увидев описание книги в Интернете, немедленно ее заказала. Небольшое (всего 112 страниц), хорошо оформленное издание с фотографиями героини.


История Натальи Малышевой удивительна даже для советского времени, когда «гвозди б делать из этих людей, крепче б не было в мире гвозде». Судите сами: молодой девчонкой ушла на фронт в 1941 году, стала разведчицей и служила у Константина Рокоссовского, работала в Германии после войны, вернувшись в Москву и закончив университет, трудилась в конструкторском бюро у Сергей Королева. В отставку вышла в должности майора и нашла себя в боге, стала помогать восстанавливать разрушенный монастырь, а потом и приняла монашеский возраст, скончалась в весьма почтенном возрасте.
Книга читается легко, хотя временами у сентиментальных читателей глаза окажутся на мокром месте. Удивительно, но автору удалось написать без натуралистических подробностей особенностей быта женщин в погонах на войне. Думаю, это получилось благодаря юмору героини - ведь книга построена в виде рассказа от первого лица.
Эта книга - не жизнеописание святого, героиня делала ошибки в молодости и в зрелом возрасте. Нет в тексте и ни одного прямого нравоучения, это не проповедь . Поэтому отталкивающего эффекта не возникает.

Вот видео об этой удивительной женщине.

image Click to view

)

Вторая книга - автобиографический роман Барбары Пахль-Эберхарт «Четыре минус три» - я приобрела случайно, увидев рекламу в Интернете. Автор пережила несколько лет назад страшное горе, потеряв в автомобильной аварии мужа и двоих детей. Супруг скончался сразу, а деток женщине пришлось отключать от аппарата искусственного дыхания в больнице самой, когда стало понятно, что врачи сделали все что смогли. Чтобы пережить чудовищную потерю, Барбара решает вернуться на работу. А по профессии они с мужем были артисты, клоуны. Героиня подробно описывает свои ощущения, как ей удалось вытащить себя из постели и бессилия и заставить пойти выступать в больнице перед больными детьми, заставить улыбаться себя через силу.


Сцена похорон ее собственных детей поразительна - Барбара устроила едва ли не театрализованное представление, пригласив на прощание детсадовских и школьных друзей ее сына и дочки. Ей хотелось, чтобы у малышей не осталось в памяти тяжелой ауры похорон и крематория, поэтому это был практически праздник, только прощальный. Можно только представить, чтобы говорили об этой женщине в наших реалиях, где до сих пор выражать свою скорбь принято едва ли не расцарапывая себе лицо и громко рыдая. Переживать горе с улыбкой на лице, стараясь сохранить рассудок и найти в себе силы жить дальше - этому учит книга.
Сегодня Барбара Пахль-Эберхарт - руководит семинарами для тех, кто хочет найти выход из сложной жизненной ситуации. Я бы советовала прочитать «Четыре минус три» не только тем, кто переживает смерть близкого человека, но и тем, кто расстался с партнером и пребывает в уверенности, что на этом жизнь кончилась.

Третий роман - « История одной зечки», автор Екатерина Матвеева. Книга довольно популярная, по ее мотивам снят уже сериал. Неудивительно, тема даже несколько модная, несмотря на то, что для русской литературы описание сталинских лагерей не ново.
В книге привлекательна сама история героини, которая по глупости попала в лагерь. Там ей пришлось стать сильной, иначе бы и не выжила. Местами нет-нет, да заподозрит читатель автора в неискренности. Мол, неужели возлюбленный (товарищ-начальник, между прочим!) был такой понимающий и честный, что ограничивался только поцелуями своей любимой (подвластной ему зечки, заметим). И могла ли обычная женщина на одну ночь превратиться в хладнокровного убийцу, мстившего за любимого? Однако эти небольшие шероховатости в развии сюжета не портят общего впечатления от книги.
Еще поражает метафора с исчезновением голоса. В Сибири, в морозы, в теплушках, в первые месяцы в Москве она пела и пела прекрасно. Голос и вера в будущую певческую карьеру помогали ей выжить в самых суровых условиях. Но удачное замужество, любящий муж, могущественный свекор избавили ее от необходимости выживать, дали возможность просто наслаждаться положением. И вот, пропадает голос, словно вдруг лишней стала всегдашняя ее опора.
«История одной зечки» заканчивается практически хеппи-эндом, что же, героиня его вполне заслужила.

где я пропадаю, массовое, книги

Previous post Next post
Up