Анна Воронко

Dec 07, 2019 16:42

к дню "Неизвестного солдата"...

на русском участке Лиерского кладбища в городе Сен-Женевьев-де-Буа стоит достаточно известная часовня, созданная архитектором А. Бенуа в память русских воинов, погибших в рядах французской армии во время 2-й мировой войны...

однако с недавних пор эта часовня объявлена "кенотафом Веры Оболенской" и "Памятником борцам Сопротивления", и я ни разу не слышал, чтоб хоть слово прозвучало в память Анны Воронко, которая, собственно, и похоронена у этой часовни, и стараниями которой был создан этот мемориал




Анна Феликсовна Воронко, по первому мужу Гольдберг, родилась в 1890 г. в Вильно, нынешнем Вильнюсе. В 20-х годах ХХ века с третьим мужем и единственным сыном переехала в Париж, где занималась торговлей антиквариатом...

После создания Литовской ССР, получила советское гражданство. Какое гражданство было у ее сына не знаю, но погиб он в рядах знаменитого 23-го маршевого полка иностранных добровольцев, т.е. французского гражданства у него не было. Высокая доля вероятности, что как и мать он получил гражданство СССР.

Эдуард Гольберг погиб 6 июня 1940 г. в битве на Сомме.
Мать долго не знала ни как он погиб, ни где похоронен. Разыскивая его могилу, она находила могилы других русских солдат, детей эмигрантов. На свои средства она приобрела участок на Сен-Женевьев де Буа, который до сих пор записан на нее, где был создан этот мемориал.

"В память русских, павших в боях или в депортации в время войны 1939-1945гг"


"Мемориал сооружен Анной Воронко-Гольдберг и посвящен памяти ее сына, погибшего на Сомме в июне 1940 г. и русским воинам, павшим на поле брани в рядах французской армии в 1939-1945 гг."


Эпитафия сыну Анны Воронко выгравирована с обратной стороны часовни, в которой принято чтить Веру Оболенскую


Также здесь установлена мемориальная доска в память Веры Оболенской. Кенотаф Оболенской действительно находится на Сен-Женевьев-де-Буа, но на другом, воинском участке.

Под фамилией Анны Воронко черным по белому написано "Основательница этого памятника, построенного в память о погибших солдатах." Тем не менее, фотографию этой доски можно найти в изобилии в сети только с половиной в честь Вики Оболенской.



кроме того, здесь установлена мемориальная доска от ветеранов 22-го Маршевого полка иностранных добровольцев. Данная структура была создана в рядах французской армии в 1939 г., когда была объявлена всеобщая воинская мобилизация, в том числе для иностранцев, проживающих во Франции. Эмигранты, не имевшие французского гражданства, призывались в несколько маршевых полков. И, что бы не думали наши украинские братья, эти Маршевые полки не входили в состав Иностранного Легиона.


По воспоминаниям протоиерея Бориса Старка, который вместе с Анной занимался поисками и перезахоронениями детей эмигрантов, погибших в рядах французской армии, после войны Анна Воронко входила в Союз друзей Советской Родины, неоднократно бывала в СССР, где у нее были родственники, и передала в дар советским музеям несколько произведений искусств. А во время памятных церемоний на Сен-Женевьев де Буа, над часовней она устанавливала советский флаг, шокируя посетителей белоэмигрантского кладбища.

Хотелось бы, что бы отдавая дань уважения памяти Вере Оболенской, не забывали, что это могила Анны Воронко. И воинский некрополь, солдат погибших в бою с фашизмом. Все они и Анна Воронко в особенности, это заслужили.


Всего на этом мемориальном участке похоронено 26 человек, сама Анна Воронко, скончавшаяся в 1971 г., ее сын Эдуард, один советский военопленный, 2 солдата, погибших во время войны во Вьетнаме, и погибшие во время 2-й мировой войны. Ни одного участника Сопртивления здесь нет.
Среди похороненых:
- Константин Боровский, в 1-ю мировую штабс-капитан лейб-гвардии Павловского полка.
- Владимир Булюбаш, сын полковника Булюбаша, первым из русских, еще во время "Странной войны" 16/12/1939 награжден орденом Почетного Легиона за проведение разведки в тылу врага.
- князь Юрий Владимирович Гагарин, поступил в армию рядовым добровольцем в 19 лет, в 24 года погиб.
- капрал батальона альпийский стрелков Андрей Гонорский, сын полковника Гонорского, руководителя РОВС в Риве и Гренобле.
- Нил Майков, внук поэта Апполона Майкова, провел 5 лет в немецком плену.
- Иван Зубов, георгиевский кавалер, галиполиец,

и другие, среди которых несколько солдат с иностранными фамилиями, которые являются русскими только по матери, но они похоронены здесь как русские...

© С.В.Дыбов, 2019 г.

UPD 24 июня 2020 г. на мемориале открыта мемориальная доска в память Марии Скобцовой, известной как Мать Мария


UPD-2 в 2022 г. белоэмигрантским комитетом Земгор мемориальная доска в память Матери Марии была вандализирована - с нее был стерт орден Отечественной войны.

Сен-Женевьев-де-Буа, association, ww-2

Previous post Next post
Up