Чтобы не пугать излишними тонкостями, обзорно постараюсь написать о материалах и покрытиях, которые могут быть применимы для реставрации туловищ наших антикварных кукол. Для кого-то это знакомо, для кого-то - тёмный лес.
Мы понимаем, что рецептура материалов и покрытий на фабриках существовала не одна. Какая была рецептура покрытий на каждой фабрике нам не известно (если только кто-то отыщет подлинную фабричную рецептуру), они могли различаться. Нам нужно только соблюдать близкую аутентичность материалов, применяемых в интересующий нас период.
Даны ссылки, в некоторых можно найти и рецептуры. Понятно, что ссылок
огромное количество, даны только некоторые из них.
Итак,
Шпатлёвки, грунтовки.
Шпатлёвка - густая паста, состоящая из плёнкообразующей основы, наполнителей и пигментов.
Назначение - устранение неровностей, вмятин, раковин, царапин на окрашиваемой поверхности.
В отличии от грунтовок содержат меньше плёнкообразующей основы.
Основа - лак, животный и растительный клей
При избытке основы шпатлёвка плохо шлифуется, при недостатке - становится хрупкой.
Наполнители - мел, тальк, просеянный гипс, пигмент
Грунтовка - состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске поверхность для создания надёжного сцепления верхних (кроющих) слоёв покрытия с окрашиваемой поверхностью и выравнивания её впитывающей способности. От окрашивающих составов грунтовки отличаются меньшим содержанием пигментов.
Назначение -
1) обеспечение хорошего сцепления (адгезии) с окрашиваемой поверхностью (подложкой), заполнение пор подложки для меньшей впитываемости в неё краски, т.е. уменьшения её расхода и равномерности нанесения.
2) создание устойчивости к действию среды - сырости, воздуха и т.п.
Связующее для грунтов -
Клей животный - мездровый. столярный, костяной, желатин (высший сорт животного клея),рыбий, казеиновый.
Клей растительный.
http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-99-drevesina/37.htmhttp://www.alhimik.ru/MASTR/mast2.htmlНаполнители - мел, гипс, пигмент.
Итак, шпатлёвка от грунтовки отличается только соотношением составляющих -плёнкообразующей основы и наполнителей. Современные грунтовки и шпатлёвки отличаются друг от друга больше. Можно сказать, что впоследствии они разбежались или разошлись:)
Краска
Акриловые краски были разработаны в самом конце 20-х, в 30-х гг. ХХ века, распространение получили после 40-х гг., а широко применяться начали после 50-х гг.
Вот только одна из найденных ссылок:
http://way-art.ru/istoriya-zhivopisi/istoriya-akrilovoj-zhivopisi.
Масляные краски были технологически неудобны - долго сохнут, дороги и т.д.
Таким образом, акрил и масляные исключаем.
Клеевые краски - суспензии неорганических и органических пигментов в водных растворах плёнкообразующих веществ - крахмала, казеина, эфиров целлюлозы, поливинилового спирта клеев животного происхождения. Кроме пигмента и плёнкообразующего (содержание последнего в клеевых красках 3-6%), в состав клеевых красок входят наполнители - мел, тальк, каолин, гипс, мука, крахмал, антисептики (камфара, формалин), пластификаторы (сахар, глицерин, мёд)
К клеевым краскам, в широком их понимании, можно отнести темперу, гуашь, акварель, тушь и некоторые др.
Темпера - тонкодиспергированные пастообразные суспензии неорганических и/или органических пигментов в связующем веществе.Темперная живопись - живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка (иконопись, фреска), а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Итак, В зависимости от веществ, образующих эмульсию, темпера делится на масляно-казеиновую, казеиновую, желтковую, яичную, лаково-масляную, синтетическую (поливинилацетатную) и др.В Средневековье в качестве связующего вещества использовали мёд (мёд также добавляют в акварель).
Темперные краски на основе казеиново-масляной эмульсии и водных дисперсий полимеров разбавляют водой; после высыхания они образуют несмываемую водой пленку.
При приготовлении темперы обязательным является добавление антисептика.
Темперные краски после высыхания нерастворимы. Их применяют в основном для живописи по дереву, т.к. для холста они недостаточно эластичны.
Ссылки по темпере:
http://www.ukoha.ru/article/tempera/tempera.htmhttp://www.art-con.ru/node/4349 Казеиново-масляная темпера состоит из казеиново-масляной эмульсии и пигмента. Эта темпера продается в тюбиках. Чтобы самостоятельно приготовить казеиново-масляную темперу, нужно взять (в частях по весу):
казеиновый клей (20%-й раствор) - 100
льняное масло - 100
вода -50
натуральный пигмент - по потребности.
В настоящее время промышленным способом производится два вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водный раствор казеина с добавками) и поливинилацетатная (ПВА,связующее - эмульсия синтетической поливинилацетатной смолы).
КАЗЕИНОВО-МАСЛЯНАЯ ТЕМПЕРА
http://worldleonard.h1.ru/doc/art/art_0021.html Можно поискать казеиново-масляную темперу в продаже, она существует, стоит конечно дороже.
Наиболее часто в приготовлении темперы употребляют следующие красящие вещества:
белые - свинцовые, цинковые, титановые белила.
Теперь, внимание - титановые белила тоже нам не подходят по времени, в то время они не применялись. Свинцовые очень вредны, остаются цинковые.
http://www.ruicon.ru/materials/pigments_show/katalog4/belila_titanovie/http://mindraw.web.ru/bibl15b.htmдалее
•желтые - желтые охры, сиена натуральная, марс желтый, марс оранжевый, кадмий желтый.....
•красные - киноварь натуральная, кадмий красный, английская красная, марс красный, кармин натуральный, краплак натуральный.....
•зеленые - изумрудная зелень, окись хрома, глауконитовая зеленая, зеленый кобальт....
•синие - ультрамарин натуральный, кобальт синий, лазурь горная, лазурь берлинская, индиго...
•коричневые - марс коричневый, коричневый лак из коры ольхи, коричневые земли, жженые охры,жженая сиена....
ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНАЯ ТЕМПЕРА.
Почему она нам не подходит. Это относится и к клею ПВА
Впервые винилацетат был синтезирован в 1912 г., в 1917 г. были описаны условия его
полимеризации, а в 1920 г. организовано опытное его производство
Поливинилацетат:
http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-52/10.htmhttp://knowledge.allbest.ru/chemistry/2c0a65635a3ad78a4c53a88421316c27_0.html - Поливинилацетат впервые был получен в США в 1914.
Поливинилацетатный клей:
Поливинилацетатные клеи начали применять с 1940 г. как синтетические заменители животного клея.
http://freakcartoon.ru/2012/10/termoplastichnye-klei/ И наконец,
Финишное покрытие. ШЕЛЛАК
Шеллак (синонимы - штоклак, штоклак-смола) - смола, широко используемая при изготовлении лаков, изоляционных материалов, фотографических записей и т.д. Вырабатывается из лака (необработанного шеллака) - выделений небольших насекомых - лаковых червецов, обитающих в Индии (Laccifer lacca). Эти насекомые в период роения садятся на ветки деревьев и питаются древесным соком. В процессе пищеварения они превращают сок в смолистое вещество. Корку лака с веток собирают в июне и ноябре и подвергают измельчению, промывке и сушке для получения сыпучей лаковой массы.
Помещенный в парусиновые мешки с добавкой 2-3% сульфида мышьяка
измельченный лак расплавляют над огнем древесного угля. Расплавленный лак продавливают сквозь парусину, вновь расплавляют и отливают в прямоугольные формы. Опытные мастера путем вытяжки, требующей большого искусства, получают из прямоугольных брусков листы готового шеллака. Большую часть поступающего на рынок шеллака дает дерево Croton laccifera.
В случае отсутствия в продаже спиртового шеллачного лака можно изготовить его по следующему описанию. Шеллак насыпают в литровую банку на 1/4 высоты (пригодна любая другая цилиндрическая прозрачная посуда), добавляют стеклянные шарики или кусочки стекла для предотвращения слипания чешуек. Доливают этиловый спирт (НЕ ниже 96% крепости) и деревянной палочкой помешивают до полного растворения шеллака.
Затем добавляют еще чайную ложку шеллака и растворяют его. За 20-30 мин выпадает осадок, который удаляют. Полученный раствор переливают в металлическую банку и помещают ее в водяную баню. В качестве водяной бани можно использовать кастрюлю с горячей водой. Доводить до кипения лак нельзя, так как он быстро вспенивается и чрезвычайно огнеопасен.
Показателем готовности лака является его «брожение», при котором на поверхности лака от центра к периферии интенсивно расходятся светлые полосы. Затем лак слегка остужают и процеживают сквозь 2-3 слоя марли. После полного остывания лак готов к работе.
ЧТОБЫ НЕ ОСЛОЖНЯТЬ себе жизнь, не растворять пластины шеллака в спирте, не
покупать аэрограф для распыления, шеллак можно приобрести в спрее или в растворе здесь
http://www.woodperfect.ru/http://woodperfect.ru/shellacЭтот лак используется для профессиональной реставрации.
Там же можно прочитать как наносить шеллак томпоном, что для этого надо приобрести дополнительно (масло для более качественного нанесения лака)
В чём растворён шеллак абсолютно не влияет на состав шеллачной плёнки, остающейся после 100% -го испарения растворителя. Нам нужна только эта плёнка.
Итог обзора - акриловые краски, титановые белила, клей ПВА нам не подходят.
Клей ПВА применим только для временной консервации.
Шеллак в спрее нисколько не противоречит аутентичности покрытия, не смотря на то, в каком соотношении там присутствуют растворители и спирт.
По грунтовкам, шпатлёвкам, краске указаны направления - какие материалы выбирать,
в ссылках можно найти некоторые рецептуры и литературные источники.
Напишу здесь последнее, но важное наблюдение, относящееся к реставрации. Оно небольшое и не требует выделения в отдельный пост.
При переустановке глаз и зубов, капайте в смесь гипса и воды несколько капель кислоты - аптечный спиртовой раствор борной или салициловой кислоты, можно просто уксус (но мне он не понравился). Это будет действовать как ингибитор, замедлит процесс схватывания гипса и позволит вам работать, не торопясь. Кстати, родные гипсовые лепёшечки не растекались, а были аккуратно налеплены, что тоже наводит на мысль о добавке, замедляющей быстрое затвердевание гипса.