Как сообщили из Петербурга, 8 августа 2021 года умер игумен Филипп Майзеров.
Александр Фридрихович Майзеров родился в 1965 году в Мурманске в семье педагогов поморского происхождения. Окончил среднюю школу, в которой состоял секретарем комитета комсомола, а затем медицинское училище, где приобрел специальность фельдшера-акушера. Во время учебы в школе в начале 1980-х гг. за посещение храма подвергся воспитательному воздействию со стороны органов КГБ. После окончания медучилища отправился в Псковско-Печерский монастырь, где состоял трудником, а затем устроился в Псковское епархиальное управление иподиаконом. Перестройка застала его иеромонахом Ивановской и Кинешемской епархии, в которой он занимался восстановлением храмов в селах Бородино и Мугреево. Затем в середине 1990-х гг. он вернулся в родной Мурманск и получил задание восстановить Трифоно-Печенгский монастырь. В ходе восстановления он договорился с гражданскими и военными властями региона о создании свободной экономической зоны вокруг монастыря для иностранных туристов, путешествующих на круизных судах вокруг Скандинавии. Ожидаемые прибыли в шестизначную сумму в Евро помутили рассудок властей церковных, которые поспешили отобрать готовый бизнес у игумена Филиппа, переоценившего свои связи в Мурманске. В результате игумен Филипп вместе с учеником иконописцем иеромонахом Алипием (1976-2012) был вынужден "бежать в Литву", т.е. эмигрировать на Запад, где был принят в лоно Украинской греко-католической церкви.
Я встретил его в 2004 году в Риме и предложил ему вернуться в Россию сыграть еще один кон в русскую рулетку, чтобы было что вспомнить перед смертью. Я не знал тогда, что мы случайно встретимся с настоящей мафией в лице нунция архиепископа Антония Меннини.
Игумен Филипп тяжело пережил смерть иеромонаха Алипия от сердечного приступа и затем уже просто доживал в Петербурге, работая на различных местах в городском бизнесе.
Последний раз мы встречались с ним в феврале этого года в Петербурге, где говорили на темы аскетического богословия. Он объяснил мне, что смысл монашества заключается в достижении состояния "ничто", потому что Бог есть Ничто, т.е. не вещь.
Кроме того, он высказал парадоксальную идею, что если бы Иисус пришел в Петербург сегодня, то он бы проповедовал атеизм. Я обещал подумать над этим.
Он упомянул о своих планах эмиграции на Запад, но я скептически встретил это, потому что сам игумен Филипп говорил мне на духовной конференции в 2005 г. в Саргатке, что о настоящем монахе возможно только две новости: что он ушел из монастыря, и что он умер. Поэтому я спокойно встретил весть о его смерти, тем более, что 8 августа что-то меня подвигло рассортировать архив Монахов Святого Василия Великого и поместить их бумаги в общий архив Русского Вселенства.
Я благодарен игумену Филиппу за минуту славы. В 2005 г. когда епископ Иосиф Верт потребовал от меня выгнать из храма в Саргатке игумена Филиппа и иеромонаха Алипия, я вышел на балкон, показал епископу Верту средний палец и сказал:
- Немец, русского ты хуя не видал!
Я никогда еще не испытывал такой свободы духа.
Сегодня я схожу на муниципальный участок Ключаревского кладбища, где захоранивают невостребованные труппы и помолюсь за упокой игумена Филиппа!
Спасибо, Филя! С тобой было круто!
Со святыми упокой, Христе, душу игумена Филиппа, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.