Развитие британских крейсеров 1-го класса (ч.1)

Sep 30, 2016 16:40

В комментариях попросили текст о развитии британских крейсеров 1-го класса, который Александр Александров размещал в серии постов на цусимском форуме. Поскольку исходный текст большой, размещать придется несколькими записями. Заодно и проиллюстрировать.
Так что, запасайтесь пивом и попкорном и... читаем, наслаждаемся, тем более, что материал действительно очень интересный и полезный.


Начнем с "Имперьюзов", как первых представителей с казнозарядными пушками. Но для начала небольшое тактическое вступление.
По взглядам конца XIX начала XX веков ловить рейдер в океане представлялось занятием бесперспективным и глупым, точно так же, как и рейдеру искать там пароходы. Поэтому предполагалось, что вражеские рейдеры будут действовать в основном у портов или около проливов, где сходятся судоходные пути. Собственно говоря исходя из этих взглядов британское Адмиралтейство и строило свою оборонительную политику, то что у нас принято называть "защитой" торговли. В ключевых точках мирового океана создавались военные и угольные станции. Конвойная система, даже в случае начала войны, не предусматривалась. Боевыми корабля предполагалось сопровождать только транспорты с войсками и очень ценными грузами (типа золота, камней и т.д.). Главной задачей кораблей станции считался контроль подходов к наиболее крупным своим портам в этом регионе на случай появления рейдеров противника. Поэтому основу станции составляли достаточно быстроходные крейсера 2-го и 3-го рангов, которые и выполняли эти функции.

С появлением у французов на станциях броненосцев 2-го класса англичане так же стали строить подобные корабли в противовес им. "Имперьюз" представлял как раз один из типов такого корабля, способный дать бой французским броненосцам 2-го класса и в случае необходимости долго их преследовать, чтобы не дать затеряться в океане. В соответствии с этим и было выдвинуто задание на проектирование корабля. Корабль должен был обладать пушками ГК, способными пробить броню броненосца 2-го класса, иметь пояс достаточный для защиты от огня орудий ГК этих самых броненосцев 2-го класса на боевых дистанциях, а для СК быть непробиваемым на всех дистанциях, скорость хода превышающую скорости хода броненосца 2-го класса, чтобы легко догнать его, и запас угля позволявший осуществлять долгое преследование.


"Имперьюз" после демонтажа развитого рангоута

Следующими были БКР типа "Орландо". На них предполагалось возложить задачи:
1. Флагманский корабль на второстепенных станциях
2. Поддержка крейсеров 2-го и 3-го класса
3. Патрулирование в ключевых районах и районах прилегающих к своим главным портам в регионе
4. Уничтожение обнаруженных крейсеров противника.
5. Содействие своим крейсерам 2-го и 3-го классов при проведении дальних разведок при эскадре броненосцев.
Отличительными особенностями стало:
1. Уменьшение стоимости для относительно массовой постройки.
2. Высокая скорость хода, что позволяло догнать большинство тогдашних рейдеров
3. Бронирование и вооружение, позволяющее выдержать в одиночку кратковременный бой с броненосцем 2-го класса, а парой даже его уничтожить
4. Запас угля, позволявший находиться подолгу на патрулировании или же долгое время поддерживать высокую скорость.
5. Система бронирования и размещения вооружения позволяющая вести бой на острых курсовых углах (особенно при погоне).


"Австралия" (типа "Орландо") на Колумбовских торжествах в Нью-Йорке, июнь 1893 г.

Следующими стали два крейсера типа "Блейк". Прогресс в артиллерии заставил отказаться от броневых поясов и перейти к толстым скатам бронепалубы, по сути представлявшие собой наклонные бронепояса. Разработка и закладка во Франции и США быстроходных и относительно крупных крейсеров заставило выдвинуть к проекту требования достижения высокой скорости более 20 узлов на океанской волне. Вооружение отвечало задачам уничтожения всех бронепалубных и всех броненосных французских крейсеров 1-го поколения ("Лом" и его развитие), а скорость и запас угля должны была обеспечить успешность погони за любым из существующих тогда крейсеров в океане. При этом основной театр действия - Атлантика, со всеми вытекающими. Большую часть времени крейсера должны были действовать в составе флота Канала в качестве дальних разведчиков и поддержки своих крейсеров, находящихся при эскадре броненосцев.


"Блейк" в качестве флагмана Американо-Вест-Индской станции на Колумбовских торжествах в Нью-Йорке, июнь 1893 г.

Однако, результат испытаний разочаровал. Корабли оказались мало того, что очень дорогими, но они не смогли достичь требуемых скоростных показателей. Поэтому эксперимент сочти не удачным и решили вернуться к более скромным характеристикам и заложили крейсера типа "Эдгар", по задачам это практически были те же "Орландо", но на уровне технических реалией того времени. Из задач навсегда исчезает способность бороться с броненосцами 2-го класса.


Бронепалубный крейсер 1-го класса "Хок" (типа "Эдгар")

Следующими крейсерами и, как оказалось, этапными кораблями стали "Пауверфул" и "Терибл". По существу они стали прародителями всех британских крейсеров 1-го класса 3-го поколения (до кораблей Уотса), несмотря на то что были во многом чисто экспериментальными кораблями.
Прежде всего (в тех задании это выделено отдельным пунктом) они предназначались для конвоирования отдельных быстроходных транспортов с войсками (в основном лайнеров) от Австралии до мыса Доброй Надежды без дозаправки. Основным противником этих крейсеров считались французские бронепалубные крейсера, которых, по мнению англичан, расплодилось слишком много. Маленькая ремарка, русских в расчет почти не принимали (на уровне «а еще есть пара русских крейсеров»). Предполагалось, что один из крейсеров так же будет выполнять роль флагманского корабля на Австралийской станции. Скорость и вооружение позволяла на момент создания уничтожить или в худшем случае серьезно повредить и заставить отказаться от рейдерства практически любой из быстроходных крейсеров.
И еще одна маленькая ремарка, "Пауверфул" уничтожать "Рюрик" в одиночку не был должен. Учитывая реалии базирования русского флота, британцы рассчитывали, что основным оружием борьбы с этим дивайсом станут броненосцы 2-го класса (итог боя между "Ренауном" или "Центурионом" каждый может сам оценить). Крейсерам требовалось связать русский броненосный крейсер боем на время пока подойдет броненосец. Ко всему прочему главная задача кораблей ведущих бой с рейдером не потопить его (хотя очень этого хочется), а нанести ему такие повреждения, чтобы дальнейшее рейдерство стало невозможным (а как показывает практика, для этого много не нужно).


Бронепалубный крейсер 1-го класса "Террибл"

После "Пауверфула" англичане решили построить, так сказать, массовый крейсер для истребления бронепалубников и вспомогательных крейсеров (тогда как раз стали модны тенденции, что лучший рейдер это вооруженный лайнер - быстроходный, способный обеспечить комфортные условия для экипажа и пленников). Впервые Адмиралтейство начинает задумываться о создании специальных антирейдерских ударных соединений, способных патрулировать по наиболее оживленным торговым путям для поиска рейдеров). Под это и заложили серию "Диадемов". Концепция была достаточно проста - крейсера достаточно большие и устойчивые для действия в океане, способные засыпать из скорострельных пушек практически любой бронепалубник (во всем мире они были гораздо более скромных размеров) градом снарядов снаряженных бризантными ВВ. Хорошая защита артиллерии, командного состава и жизненно важных частей позволяла делать это относительно безнаказанно. Понятно, что при такой встрече бронепалубник в 4000-5000 т был обречен, да и убежать в океане, от такого крейсера было очень сложно. С возможностью получить в ходе боя дырявый борт приходилось мириться, надеясь на достаточно широкую сеть баз, где можно было временно исправить повреждения, и что 11000 т водоизмещение вполне позволяет есть довольно большое количество среднекалиберных снарядов.
Так же считалось, что благодаря прогрессу в артиллерии, такой крейсер сможет справиться и с любым французским броненосным крейсером 1-го поколения (от "Лома" до "Потюо") с их относительно тонким бронированием, поражаемом новыми 6" без особых проблем.
Помимо этого, крейсера этого типа предполагалось привлекать для блокадных действий и дальней океанской разведки при линейных эскадрах.


Бронепалубный крейсер 1-го класса "Ниобе" (типа "Диадем")

royal navy, британские крейсера, военно-морская техника

Previous post Next post
Up