Эфиопская иконопись

Sep 08, 2018 14:55



Эфиопская Церковь принадлежит к группе Древних Восточных Церквей, или так называемых «нехалкидонских Церквей», к которой также относятся Коптская (Египетская), Сирийская и Маланкарская (Индия) Церкви.

1. Святой Георгий, побеждающий змия:



Согласно преданию, первым христианским просветителем эфиопов был св. Фрументий, римский гражданин из Тира, который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Езану, который в 330 году и объявил христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил евангелизацию страны.

Текст читать не обязательно, но картинки смотреть, уверяю вас, очень интересно!



Около 480 года в Эфиопию прибыли «Девять Святых», которые начали здесь активную миссонерскую деятельность. Это были выходцы из Рима, Константинополя и Сирии, входившие в состав оппозиции IV Вселенскому (Халкидонскому) Собору (451 г.), когда на нем разгорелись христологические споры. Некоторое время они находились в монастыре св. Пахомия в Египте. Их влияние, наряду с традиционной связью с коптами в Египте, объясняет, почему Эфиопская Церковь отвергла решения Халкидонского Собора. «Девять Святых», как полагают, окончательно покончили с остатками язычества в Эфиопии, утвердили монастырскую традицию и внесли огромный вклад в развитие духовной литературы: они перевели Библию и другие христианские сочинения на классический эфиопский язык.
    Наивысшего расцвета Эфиопская Церковь достигла в XV веке, когда появилось много талантливой богословской и духовной литературы, а Церковь активно занималась миссионерской деятельностью.

Эфиопская Церковь уникальна тем, что она сохранила некоторые иудейские обряды, такие как обрезание и соблюдение ветхозаветных законов о вкушении пищи, а также празднование Субботы наряду с Воскресеньем. Это связано с тем, что христианство пришло в Эфиопию непосредственно из Палестины через Южную Аравию, а традиции иудаизма были известны в Эфиопии еще задолго до появления здесь христианства.
    В основе эфиопской литургии лежит александрийский (коптский) обряд, подвергшийся сильному воздействию сирийской традиции. До недавнего времени литургию служили на древнем языке геэз, который был постепенно заменен современным амхарским языком.

Расцвет эфиопской школы ико­нописи приходится на период зрелого и позднего сред­невековья. Сохранение и развитие традиций нацио­нального искусства продолжают современные худож­ники.

Вашему вниманию предлагается небольшая (всего 25 изображений) подборка произведений эфиопских иконописцев с моими краткими комментариями.

2. Волхвы со своими дарами:



3. С пальцами у Богоматери и Младенца явно что-то не так:



4. Какой классный ослик!



5. Моисей, разумеется, был чернокожим, как же иначе!



6. Раз уж нарисованы шесть крыльев, то должно быть, это серафим.
Вот только совершенно непонятно, почему он бородат,
и что такое случилось с его ногой?



7. Снятие с Креста:



8. Волшебная шкатулка - пальцы растут как на дрожжях:



9. Когда Иисус еще не умел ходить по воде
(обратите внимание на нижнюю часть иконы):



10. Исцеление слепого?



11. Это кто? Иисус или Менгисту Хайле Мариам?
А, может быть, Хайле Селассие?



12. Младенец Иисус со смартфоном:



13.Снова поклонение царей-волхвов.
Мария и Иосиф, волхвы, Младенец Иисус в наличии.
Только не совсем понятно, кто этот чувак, что стоит за спиной Богоматери?



14. Домашнее задание по рисованию на тему "Богоматерь и Младенец" для первого класса
выполнено на "отлично"! Вот только непонятно, почему Иисус смотрит прямо,
а Мария в сторону. Интересно, что же там она увидела?



15. Да, с такими ступнями и ласты не нужны!
Удивительно, что эфиопцы не лидируют в международных соревнованиях по плаванию.



16. Да, это явно не Андрей Рублев:



17. Ну что, Пикассо? Теперь понятно, кто был первым!



18. Это просто шедевр кубофутуризма:



19. Ну а здесь, видимо, и Винсент Ван Гог поучаствовал.
Но вот Младенец почему-то лежит вполне себе довольный, в отличие от
Марии, Иосифа и Анны - участников и свидетелей Его рождения.
А ангел Божий, судя по всему, вообще решил:
покурю-ка я пока, а то у нас у всех что-то не то с глазами.



20. Ну, разумеется, и сам Иисус, и все 12 апостолов были родом из Эфиопии:



21. "За что?"



22. Это явно какой-то казахский или киргизский Иисус.
Мне одному кажется, что он похож на экс-президента Киргизии Аскара Акаева?



23. Вот это уже что-то похожее на инону.
Хотя Иисус здесь похож на малолетнего хулигана,
да и Мария смотрит на него с явным осуждением.



24. Снова Георгий-победоносец.
Но, судя по его прическе, и он тоже родом из Эфиопии.



25. Ну а здесь сам Сальвадор Дали должен признаться, что не он является
самым главным сюрреалистом. Вы только посмотрите на барана, которого, видимо,
ангел Господень предлагает Аврааму в качестве жертвы для заклания:



Все это, конечно же не Андрей Рублев или Феофан Грек, но в ряде случаев Пабло Пикассо мог бы позавидовать. Да и Анри Матисс вместе с Казимиром Малевичем и Василием Кандинским тоже. Не говоря уже о Нико Пиросмани.
  Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Иллюстрации взяты отсюда: Отель «У погибшего историка»

интересно, христианство, Эфиопия, изобразительное искусство, юмор, иконы

Previous post Next post
Up