Пару дней назад я попал на канадский сайт
Religious Tolerance. Канада - это довольно далеко, и возможно, мне не стоит беспокоиться об их канадских делах, но сама идеология "воинствующей толерантности" уже вполне проявляет себя и в России. Я приведу несколько цитат с этого сайта, достаточно хорошо, на мой взгляд, описывающих это явление.
Exclusivism, the belief that my religion is true and that all others are false, can develop into hatred of other faith groups and their members. Religious exclusivism is often a major cause of much of the world's civil unrest, civil wars, mass crimes against humanity and genocide.
Эксклюзивизм, вера в то, что моя религия истинна, а все остальные - ложны может развиться в ненависть к другим общинам верующих и их членам. Религиозный эксклюзивизм часто является основной причиной большинства происходящих в мире гражданских беспорядков, гражданских войн, преступлений против человечества и геноцида.
Итак, эксклюзивизм - это мировоззрение, согласно которому убеждения, противоречащие нашему мировоззрению, ошибочны и, в общем случае, лишают людей вечного спасения; религиозная толерантность в изложении авторов сайта - это такая точка зрения, согласно которой убеждения, противоречащие их собственным, "являются основной причиной гражданских беспорядков, гражданских войн, массовых преступлений против человечества и геноцида".
Ну что ж, я пожалуй останусь религиозно интолерантным эксклюзивистом. Помимо прочего, мой отказ от "толерантности" поможет сохранению мира между людьми. Я поясню это на примере. Некоторое время назад я беседовал с мусульманином, который дал мне понять, что я подвергаюсь опасности лишиться вечного спасения из-за того, что не принимаю пророческой миссии Муххамеда. Он вовсе не был враждебным человеком; его предостережения исходили из искреннего желания уберечь меня от беды, которая, как он верил, мне угрожает. Этот мусульманин был миролюбивым человеком и безусловным противником терроризма. При этом он был несомненным "эксклюзивистом" - то есть считал, что отвергая его религию, я лишаю себя вечного спасения. Я тоже являюсь "эксклюзивистом" я считаю, что Ислам, несмотря на отчасти выраженную в нем истину, не является путем к вечному спасению; путем к спасению является только Иисус Христос. Наш взаимный эксклюзивизм не мешал нам благожелательно общаться и никаким образом не приводил к личной враждебности.
Мы вовсе не считали, что представляем какую-то угрозу друг для друга; я уверен, что мусульмане ошибаются (прежде всего в отношении личности и служения Иисуса Христа), но это никоим образом не означает, что Ислам является "причиной гражданских беспорядков, гражданских войн, массовых преступлений против человечества и геноцида". То есть, конечно, эти страшные вещи происходили в исламских странах - как и в любых других - но причиной их является не Ислам как таковой, а человеческая греховность.
Теперь представьте себе, что я являюсь не христианином, а приверженцем помянутой религиозной толерантности. Это доктрина склоняет меня к тому, чтобы поверить, что причиной всех этих ужасных вещей является именно Ислам как таковой, в силу присущей ему эксклюзивности. Таким образом, "эксклюзивист"-христианин говорит - "мусульмане заблуждаются; это вовсе не означает, что они общественно опасны"; последователь религиозной толерантности - "мусульмане являются эксклюзивистами; эксклюзивизм - "основная причина гражданских беспорядков, гражданских войн, массовых преступлений против человечества и геноцида"; мусульмане общественно опасны"
Таким образом, настойчивые требования "толерантности" оборачиваются гораздо более нетерпимой позицией, чем традиционный "эксклюзивизм".
Собственно, это ловушка, в которую часто впадают "борцы со злом" - фундаменталисткие, либеральные, ортодоксальные, плюрастические, какие угодно - они начинают все больше напоминать то самое зло, с которым борются. Борцы с интолерантностью принимаются бороться с теми людьми, группами или убеждениями, которые представляются им "интолерантными" - и в итоге впадают в ту самую "интолерантность" которую так решительно обличают в других. Их отношение к тем, кого они считают "интолерантными" (то есть, по-русски говоря "нетерпимыми") становится все более очевидно нетерпимым. Я как-то обратил на это внимание моей собеседницы в одном англоязычном форуме. Она ответила чеканным афоризмом: "It is tolerant to hate intolerance" (Это толерантно - ненавидеть нетерпимость)
Этот замечательный афоризм показывает, как "толерантность" порождает непримиримость к инакомыслию, еще более резкую чем та, с которой она первоначально бралась бороться.
"Толерантность" обрачивается нетерпимостью к "эксклюзитвистам" вообще и христианам в особенности. Например,
"The idea that Jesus is the only way to God or that only those who have been washed in the blood of Christ are ever to be listed among the saved, has become anathema and even dangerous in our shrinking world." Episcopal Bishop John S. Spong. 11
Идея, что Иисус - единственный путь к Богу или что только те, кто омыт кровью Христовой могут считаться спасенными, превратилась в проклятие и стала опасной в нашем уменьшающемся мире" (Епископ Епископальной Церкви Джон Спонг)
Религиозная нетерпимость справедливо определяется на сайте как преследование или угнетение людей на основании их веры; или призывы к таким действиям. Однако подобного рода призывы могут носить и непрямой характер - например, большинство расистких и антисемитких материалов, которые я читал, не содержали прямых призывов к насилию. В ряде случаев их авторы подчеркивали, что выступают против насильственных мер. Эти материалы просто изображали группу, против которой велась пропаганда, порочной, безнравственной и опасной; утверждалось, что во многих исторических несчастьях виновата именно эта группа, и что в будущем от нее следует ожидать таких же бед. Очевидные выводы читателю предоставлялось сделать самому.
Обычный метод такой пропаганды - выделить в истории атакуемой группы мрачные и позорные страницы (которые есть в истории любого достаточно старого и моногочисленного национального или конфессионального сообщества) и представить их как вытекающие из самой идентичности атакуемой группы. Например, как я уже упоминал, в истории мусульманских стран имели место "гражданские смуты, гражданские войны" и т.д. История констатирует эти факты, а антиисламская пропаганда объявляет их порождением именно Ислама. (Что это не так видно из того, что не менее ужасные вещи происходили и за пределами исламского мира).
С таким же точно успехом можно выделить позорные страницы в истории демократических стран и объявить их плодами демократии.
Расисткая пропаганда объявляет преступления, совершенные темнокожими, проявлением их "цветной" идентичности; антисемитская пропаганда объявляет преступления Кагановича, Эйхманса и других проявлением еврейской идентичности; "толерантная" пропаганда выводит все беды, несчастья и преступления, происшедшие в Европе и Америке из самой сути христианского вероучения.
Пропаганда, которую сторонники "толерантности" ведут против "эксклюзивистов" (т.е. фактически, всех, кто не разделяет их взглядов на "религиозный плюрализм"), совершенно аналогична любой другой пропаганде нетерпимости. С точки зрения борцов за толерантность, христиане - общественно опасные люди, которые проповедуют общественно опасные идеи.
Поскольку - как это авторы сайта показывают ссылками на христианскую Библию, эксклюзивизм прочно коренится в Писании - начиная со слов Господа Иисуса
Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоан.14:6)
для христиан (как, впрочем, и для мусульман и иудеев) единственный путь соответствовать требованиям "религиозной толерантности" - это отречься от своей веры и перестать быть христианами (как это и сделал Джон Спонг). Иисус, по признанию авторов сайта, занимал эксклюзивисткую позицию; до тех пор, пока Вы не отрекаетесь от Иисуса, Вы остаетесь опасным эксклюзивистом. Более того, Иисус в понимании борцов за толерантность представлен кем-то вроде нациста:
Jesus considered a follower of at least one other religion to be sub-human. According to Matthew 15:22-28, Jesus was approached by a non-Jewish woman seeking healing for her daughter. Matthew calls her a Canaanite; Mark 7:25-30 calls her a Greek / Syrophenician. Being non-Jewish, Jesus considered her to be sub-human, and not worthy of his attention; he referred to her as a dog:
Matthew 15:26 quotes Jesus as saying: "...It is not meet to take the children's bread, and to cast it to dogs."
Mark 7:27 repeats this as: "...it is not meet to take the children's bread, and to cast it unto the dogs."
Иисус счел последователя по крайней мере одной иной религии недочеловеком. Согласно Мф. 15:22-28, некая женщина, нееврейка, попросила Иисуса исцелить ее дочь. Матфей называет эут женщину ханаанкой, Марк (7:25-30) называет ее греко- или сирофиникиянкой. Поскольку она не была еврейкой, Иисус счел ее недочеловеком и не удостоил ее внимания, он сравнил ее с псом.
Матфей (15:26) приводит слова Иисуса: "нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. (Матф.15:26).
Марк (7:27) повторят это так:дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам
В языке пророков - и самого Господа Иисуса, языке разговорном и подчас грубом, грешников, ведущих себя по-свински, могут называть "свиньями", а язычников, практикущих самые жуткие обряды поклонения Ваалу, как сирофиникияне - псами. Но надо обладать чрезвычайно целенаправленной фантазией, чтобы усмотреть здесь деление на сверх- и недочеловеков (англ. sub-human (недочеловек) это калька с нацисткого термина Untermensch). Боюсь, однако, что религиозной ненависти и нетерпимости свойственна именно такая манера - приписывать объекту ненависти самые фантастические и неподходящие преступления и пороки.
Можно было бы подробно отвечать на антихристианкие обвинения, выдвигаемые авторами сайта; но моя главная цель не в этом. Я хотел бы обратить внимание на то, что лозунги и политика, которая под этими лозунгами проводится, могут быть очень разными вещами. Мы все должны помнить, как лозунг "мир - народам" обернулся гражданской войной, "земля - крестьянам" - коллективизацией, а "власть - советам" - партийной диктатурой.
Когда нам говорят о "толерантности", "свободе" и "уважении ко всем точкам зрения" это может означать очень избирательную терпимость и очень избирательную свободу. Отрицать спасительность культа Вуду - страшная нетерпимость, которую уж никак нельзя вынести в нашем стремительно уменьшающемся мире, а вот подвергать яростным нападкам аврамические религии - это самая что ни на есть образцовая tolerancy.