О послушании

Sep 26, 2020 21:48


Как говорят многие православные, "послушание выше поста и молитвы". Однако, послушание такого рода, которое ставится "выше поста и молитвы", не есть ли дело диавольское и очередная насмешка над Словом Божиим, Которое говорит:"сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом." (от Марка 9:29) (постом - более поздняя вставка).

В реальной церковной жизни уже давно под послушанием стало пониматься беспрекословное подчинение и человекоугодие. Я как-то одного митрополита слушал, так он в интервью прямым текстом сказал - что священники это солдаты, а мы генералы, поэтому отношения между нами как в армии. Приказы все должны выполняться беспрекословно. Христов ли это Дух? Я не думаю...



Даже смирение в православной среде нередко, увы, понимается как рабское повиновение, его отождествляют с бездумным и безответственным послушанием каким-то авторитетам или покорностью навязываемым жизнью обстоятельствам. Отсюда и проистекает совершенно ложный тезис, что жена должна терпеть пьяницу-мужа, а народ - тиранов и кровопийц, и множество тому подобных вещей. Но это совершенный обман и самообман. Смирение есть способность мужественно следовать за Христом в любых жизненных обстоятельствах, поступать подобно Христу. Смирение не есть самоуничижение, покорность и готовность подчиняться любой чужой воли. Это путь подчинения своей воли Воли Божьей и стяжания любви к Богу и человеку. Смиренный человек способен увидеть себя как он есть, трезво осознать собственное несовершенство и неспособность полностью исполнить заповеди Божии.
И самое главное - нередко забывается одно из важных свойств смиренного человека - любовь или хотя бы доброе отношение к любому человеку, который вне зависимости от вероисповедания, является для тебя образом Божиим.
Преп. Симеон Новый Богослов говорил: слушайся старца
во всем, но проверяй его слова Св. Писанием и преданием святых Отцов (Деятельные и богословские главы, гл. 33, т. 2, с. 516-517).
Только вот можно власть имущих в церковной организации считать старцами? Конечно, нет. Слова же преподобного в первую очередь относится к дисциплинарной части жизни монастырской.
В общинной жизни необходимо послушание старейшему для организации общего строя жизни общины в послушании Евангелия Христова, которое и может быть единственной основой жизни ученика Христова.

Но жизнь в нашей Церкви и в нашей стране давно не является общинной. А древние порядки управления пытаются применить на практике. И получается насмешка над Церковью.
Вот и происходит ролевая игра в отцов-пустынников.
Кто будет отцом, а кто послушником?
Послушание полезно для детей, у которых сильны животные инстинкты, а самостоятельная воля еще не сформировалась.
А для взрослых послушание зачастую бессмысленно.
В современном мире полезные примеры послушания происходят даже не из монашества (что монашеское послушание нереализуемо для современных людей еще Святитель Игнатий Брянчанинов писал в конце 19 века), а, например, из спорта, в отношениях тренер - ученик. Правда, и тут послушание не абстрактное, а лишь в узкой области, и которая не отнимает свободы воли и выбора, а учитель является опытным профессионалом в своем деле и персонально работает с учеником.
Но даже при такой узкой специализации, случаются разлады, ошибки, конфликты. Не говоря уже о том, что все такое послушание бывает ради результата, а не ради самого по себе послушания.
В остальных случаях послушание среди взрослых бывает при рабовладельческих отношениях, или если взрослый человек психически нездоров, болен и лежит в больнице и должен следовать указаниям врача, и недееспособен.

монашество, послушание

Previous post Next post
Up