Изменение налоговой политики

Nov 21, 2016 12:18



Это первая часть четвертой главы моей книги "Стратегия новой индустриализации России: автоматизация, роботизация, нанотехнологии"

Новая индустриализация потребует значительной корректировки налоговой политики государства. Современная налоговая система формировалась в период деиндустриализации и высоких цен на нефть. Пролонгация этой политики негативно отразится на возможностях модернизации экономики страны.

У налогов четыре основных функций: фискальная, регулирующая, социальная, контрольная. Российские власти при формировании налогообложения в основном ориентируются на фискальную функцию, которая состоит в формировании доходной части бюджетов всех уровней.
Иные функции или не учитываются, или же направлены в противоположном направлении от необходимого. Например, налог на добавленную стоимость по факту является «убийцей» обрабатывающих производств. Плоская система налогообложения доходов физических лиц усугубляет дифференциацию граждан по уровню доходов.

Поэтому для изменения вектора деиндустриализации на прогрессивный необходимо серьезное изменение налоговой системы.
Все налоги в России классифицируются на федеральные, региональные и местные. К федеральным налогам относятся налог на доходы физических лиц, НДС, налог на прибыль, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водных налог.
Региональные налоги - это налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
К местным налогам относятся земельный налог, торговый сбор, налог на имущество физических лиц.

Кроме указанной классификации выделяют отраслевые сборы и платежи (сборы за пользование объектами животного мира, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, регулярные платежи за пользование недрами).

Также на территории Российской Федерации действуют специальные налоговые режимы. Это упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), патентная система.
Некоторые налоги и сборы, например, за проезд грузовых машин грузоподъемностью 12 и свыше тонн по федеральным трассам взимаются частными структурами, что показывает начало феодализации страны.

Поступление налогов, сборов, иных обязательных платежей и прочих доходов в консолидированный бюджет за 2015 г. представлено в таблице 4.1.

Таблица 4.1 - Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет


В структуре консолидированного бюджета наибольшая доля приходится на страховые взносы - 5636,3 млрд.руб. или 20,9%, НДС - 5295,3 млрд.руб. или 19,7%, доходы от внешнеэкономической деятельности - 3295,3 млрд.руб. или 12,1%. В указанном консолидированном бюджете учитываются доходы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования м Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги и сборы за пользование природными ресурсами формируют в целом федерального 82,7% бюджета.

В консолидированном региональном бюджете на долю двух налогов - налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц приходится 52,8% доходов.
Налог на добавленную стоимость на территории России взимается с 1992 г. Его первоначальная ставка составляла 28%, далее она была снижена до 20%, а с 1 января 2004 г. составляет 18%.

Для отдельных товарных групп установлены понижающие ставки в размере 10 и 0%. По ставке 10% облагаются операции по реализации продовольственных, медицинских и ряда других товаров. Ставка 0% применяется при следующих операциях: реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру; оказании услуг по международным перевозкам, оказании услуг по транспортировке нефтепродуктов, газа, электроэнергии и т.д.

Некоторые субъекты хозяйственной деятельности освобождены от уплаты НДС. Это предприятия, которые находятся на специальных режимах налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН). Подобная практика не всегда полезна для указанных фирм. Ибо они не имеют права выставлять счет-фактуры, а это затрудняет вести операции с организациями, находящимися на общей системе налогообложения. Если быть точным, то они имеют это право сделать, но весь указанный налог подлежит уплате в бюджет.

НДС рассчитывается как разница исходящего налога с входящим. Для его определения выставляются и учитываются счет-фактуры. Если нет этого документа на предприятии, то фирма не имеет права использовать вычет по данной операции.
Экономический смысл этого налога состоит во взимании части добавленной стоимости на различных этапах - от добычи сырья до реализации готовой продукции. Так получилось, что именно обрабатывающая промышленность создает основную массу добавленной стоимости, и поэтому НДС часто называют могильщиком развития. Поэтому в некоторых странах, например, США этот налог не взимается.
При экспорте товаров НДС возмещается из бюджета. Особенно это положение выгодно экспортерам нефти и газа, которые подобным образом возвращают порядка двух триллионов рублей в год. Некоторые предлагают отменить для них эту льготу, однако это приведет к резкому увеличению налогового бремени для предприятий нефтегазовой сферы со всеми вытекающими последствиями. На фоне снижения стоимости нефти они просто могут оказаться неспособными платить налоги.

Однако именно возврат НДС из бюджета при экспорте порождает мошеннические схемы изъятия денежных средств из бюджета. Суть этой схемы состоит в следующем. Оформляются документы на вывоз товара за границу, но фактического экспорта не происходит. По этим документам подается декларация на возмещение НДС. После проверки документов налоговая перечисляет фирме-лжеэкспортеру заявленную сумму. Подобная практика встречается повсеместно, счет идет на миллиарды рублей. Особенно таких «экспортеров» много развелось в республиках Северного Кавказа. Часто мошенники входят в преступный сговор со служащими налоговой инспекции, что позволяет им безнаказанно воровать из бюджета.

Другие фирмы для снижения НДС используют иную схему, суть которой состоит в лжепоставке товаров с выделенным НДС. Деньги через банк перечисляются якобы поставщику продукции или услуг. Получатель выставляет счет-фактуру, на сумму НДС которой происходит уменьшение налога. Также по этой схеме идет уменьшение страховых взносов и налога на прибыль. Это классическая схема обналичивания денежных средств, которая используется многими фирмами.

Здесь, конечно, нельзя оправдывать подобные операции, но предприниматели часто идут на это ради сохранения своего бизнеса. В противном случае они просто не смогут соперничать с конкурентами, использующие подобные схемы. Или просто разорятся под налоговым прессом.
Модернизация экономики, перевод её на VI технологический уклад предполагает резкое наращивание производств с высоким уровнем добавленной стоимости. Поэтому НДС необходимо заменить на налог с продаж. Иными словами, необходимо перенести налоговое бремя с производства на потребление.

Эффективность этого мероприятия будет заключаться в следующем. Во-первых, новые отрасли не окажутся под налоговым прессом. Во-вторых, отмена НДС значительно упростит ведение бухгалтерского учета, что значительно снизит издержки организаций. Несколько миллионов бухгалтеров тем и занимаются, что ведут учет счет-фактур и заполняют налоговые декларации. В-третьих, это снизит стоимость продукции для предприятий. В-четвертых, уже не нужно будет придумывать различные мошеннические схемы по оптимизации или хищению НДС.
Суть налога с продаж состоит в том, что он будет включаться лишь на моменте конечного потребления товара населением. Иными словами, налог с продаж начисляется в сфере розничной торговли и оказанию услуг населению.

Противники этой новации могут сказать, что в результате этого произойдет увеличение стоимости товаров в магазине. Однако НДС и сейчас включен в розничную цену товара. Поэтому произойдет снижение цен на уровне предприятий и, возможно, небольшой рост на розничном рынке.
Предлагаемый налог с продаж должен быть дифференциальный, и примерные ставки представлены в таблице 4.2.

Таблица 4.2 - Примерные ставки налога с продаж


Таким образом, ставка налога с продаж должна составлять от 0 до 40% в зависимости от вида услуги или товара.
Естественно, возникает вопрос администрирования этого налога. Поэтому предлагается кодифицировать все товары по группам. Точнее необходимо определить, что входит в 1, 2, 4 и 5 группу, а все оставшиеся товары будут автоматически относиться к третьей группе.
Указанная кодификация должна использоваться в сфере розничной торговли, когда каждый покупатель видит за что он платит деньги, и сколько налогов с покупки он отдает государству. Это позволит сформировать ответственное отношение граждан к общественным благам.
Для предотвращения уклонения от налогов необходимо расширять эквайринг, то есть использование банковских карт. Оплата наличными средствами должна происходить лишь в исключительных случаях.
Перевод системы НДС на налог с продаж можно осуществить в течение трех лет, когда постепенно налог будет снижаться с 18 до 12, далее до 6 и 0%.

Следующий налог, который стоит рассмотреть подробно - это налог на прибыль организаций, который является прямым налогом и уплачивается из прибыли организаций.
Плательщиками налога являются предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения (ОСН). Ставка налога составляет 20% от налогооблагаемой прибыли. Причем 18% платится в региональный бюджет, 2% - в федеральный. Субъекты федерации могут самостоятельно снижать ставку, но не менее, чем до 13,5%. Для региональных инвестиционных проектов ставка налога на прибыль может быть ещё меньше.
Для некоторых видов деятельности установлены особые правила налогообложения (банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, операции с финансовыми инструментами, при исполнении договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, иностранные организации).

Для некоторых отраслей введены льготы по уплате налога на прибыль. Организации, осуществляющие свою деятельность в области образования и здравоохранения, имеют право использовать нулевую ставку налога на прибыль. Сельхозпроизводители в случае, если выручка формируется на 70% и выше от выращивания, переработки и продаже сельхозпродукции также могут воспользоваться льготами по налогу. Кроме того, льготы по налогу на прибыль применяются на территориях опережающего развития (ТОР), свободных экономических зонах (СЭЗ), особых экономических зонах и в «Сколково».

Налогооблагаемая прибыль определяется суммой прибыли от основной деятельности и прибыли от прочих операций. В свою очередь прибыль от основной деятельности представляет собой разницу выручки и понесенных затрат, которые должны быть подтверждены первичными бухгалтерскими документами.

Экономический смысл налога на прибыль состоит во взимании государством части прибыли организаций.
Существующая модель налогообложения никак не учитывает сферу деятельности налогоплательщика. Производитель новейшей техники и компании, жирующие на распродаже недр, платят по единой ставке - 20%. Это никак не стимулирует развитие обрабатывающих отраслей на территории страны. Поэтому необходимо ввести дифференцированные ставки в зависимости от вида экономической деятельности организации.
Большинство организаций сразу осуществляют несколько видов деятельности, поэтому необходима методика по расчету эффективной ставки налогообложения. Например, если установить ставку налога на прибыль в размере 30% для добывающих отраслей, 20% - для обрабатывающей промышленности, а 10% - для предприятий V и VI технологического уклада, то расчет эффективной ставки налога на прибыль для каждого предприятия будет производится по формуле:

С=30х В1/В+20х В2/В+10х В3/В

где С - эффективная ставка налога на прибыль, %;
В1 - выручка от реализации сырья, руб.;
В2 - выручка от реализации продукции обрабатывающих производств, руб.;
В3 - выручка от реализации продукции V и VI технологического уклада, руб.
В - общая выручка предприятия, руб.

Подобная практика взимания налога на прибыль будет стимулировать организацию новейших производств. Даже если производство продукции V и VI технологического уклада не будет приносить прибыль, оно будет давать преференции организациям в части уплаты налога на прибыль.
Следующим несомненным компонентов корректировки налога на прибыль является стимулирование НИОКР, автоматизации и роботизации производств.

Зарубежные страны используют сложную схему поддержки предприятий, осуществляющих исследовательские работы: «Налоговые льготы предоставляются предпринимательскому сектору в основном в форме двух видов процентных ставок - объемной и приростной. Первый вид скидки предусматривает возможность вычета из налогооблагаемого дохода определенной части затрат на ИР. Ставки такой скидки в ряде стран, например, в Австралии и Сингапуре, устанавливаются на трехзначном уровне, что позволяет компаниям уменьшать налоговые платежи н суммы, превышающие затраты на ИР в 1,5-2 раза. Приростная скидка применяется к сумме увеличения затрат на ИР по сравнению с базисным годом. Наибольшую приростную ставку использует Франция. Некоторые страны применяют одновременно оба вида скидок» (Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития / Под ред. акад. С.А. Ситаряна; Центр внешнеэкономических исследований. - М.: Наука, 2003. С.19)

Подобный опыт необходимо перенимать. Возможность двукратного или даже в отдельных случаях троекратного списания расходов на НИОКР на себестоимость позволит привлечь значительные средства в область разработки новой продукции. Предприятия сами могут выбрать область проведения исследовательских работ с учетом их специфики хозяйствования.

В настоящий момент предприятие, приобретающее автоматизированную установку, через механизм амортизации имеет возможность в течение нескольких лет списать расходы по покупке на себестоимость. Для стимулирования автоматизации и роботизации необходимо позволить использовать, как механизм ускоренной амортизации, так и разрешить организациям уменьшать прибыль до налогообложения на сумму приобретенных новейших средств производства. Фактически для организации это будет означать снижение стоимости объектов автоматизации и роботизации на величину эффективной ставки налогообложения.

Использование представленных льгот стоит ограничит в размере 50% от общей величины налогооблагаемой прибыли. Это позволит сохранить некоторую стабильность в формировании бюджетных доходов.

Кроме того, в настоящий момент 18% налога на прибыль идет в региональные бюджеты. Это не дает стимулов местным властям в сокращении ставок этого налога. Необходимо снизить долю региональной ставки до 8-10%, при этом компенсировав выбытие налогом с продаж. Подобное перераспределение сформирует заинтересованность местных властей в процессах автоматизации и роботизации производств.
Как уже неоднократно отмечалось, Российская Федерация - это сырьевая страна (сырьевых держав не существует), поэтому высокая доля налогов идет от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

НДПИ был введен 1 января 2002 г., и он шел взамен некоторых платежей за пользованиями недр. Плательщиками этого налога выступают предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензий.
Ставки НДПИ могут быть адвалорными (устанавливаются в процентах от стоимости) или специфическими (устанавливаются в рублях за тонну добытых ископаемых).
В структуре доходов консолидированного бюджета доля налогов и сборов за пользование природными ресурсами, а это в основном НДПИ, составляет 12,1%, в структуре федерального бюджета - 23,3%, в структуре бюджета регионов - 0,7%.
Ранее распределение было иным, и часть НДПИ шло в региональные бюджеты. Однако властями было принято решение централизовать платежи, что поставило в очень затруднительную ситуацию нефтегазодобывающие регионы.
Экономический смысл этого налога состоит в обобществлении части стоимости добытых природных ископаемых. Это, конечно, необходимо, ибо недра принадлежат народу. Однако стоит учитывать, что НДПИ входит в себестоимость добытого сырья, что снижает рентабельность её переработки. Чем выше НДПИ, тем дороже сырье для обрабатывающих производств, тем обрабатывающие производства менее конкурентоспособны и вынуждены поднимать цены на свою продукцию.
В России сложилась парадоксальная ситуация: цены на нефть увеличивается - стоимость бензина растет, цена на нефть уменьшается - стоимость бензина опять растет.

Если в первом случае как бы все логично, но во втором - не поддается никакой логике. Но при внимательном рассмотрении практики налогообложения нефтяной отрасли все становится понятно.
В течение 2014 г. цена нефти упала в два раза и в иных странах это привело к соответствующему снижению стоимости бензина. Но не у нас. Это объясняется очень просто: наше государство паразитирует на добыче нефти и выстроило соответствующую налоговую систему.
Налогообложение субъектов хозяйственной деятельности нефтяной отрасли определяется НК РФ. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) определяется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №126 -ФЗ и изменениями к нему по состоянию на 1 января 2015 год.

С 1 января 2015 года на территории РФ реализуется налоговый маневр, суть которого состоит в резком увеличении базовой ставки НДПИ при снижении экспортной пошлины. Базовая ставка НДПИ на нефть устанавливается с учетом средних мировых цен на нефть.
Вывозная пошлина регламентируется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 930 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» принятом 27.11.10.
С учетом налогового маневра вывозная таможенная пошлина определяется по формуле:

ТП=29,2+0,55*(P-182.5)

где ТП - таможенная пошлина на сырую нефть, доллар/тонна;
Р- цена нефти марки Urals, доллар/тонна.

То есть НДПИ и таможенная пошлина находятся в прямой зависимости от цены на нефть и курса доллара. Если цена на нефть рухнула, и курс рубля также упал в два раза, то в целом с одной тонны нефти как взималась определенная сумма в рублях, так и взимается. А для нефтяников это основные расходы, поэтому бензин не стал дешевле.
Кроме того, с каждого произведенного литра бензина и дизельного топлива государство взимает акцизы. К примеру, с одной тонны автомобильного бензина класса 3 взимается 12879 руб., а с дизельного топлива класса 3 - 7735 руб.
В целом в розничной цене бензина порядка 60-70% составляют налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ), поэтому даже, если нефть станет стоит 10 долл./баррель, то при соответствующей корректировке курса рубля цена на бензин не изменится.
С учетом вышеизложенного стоит сделать вывод, что существующая практика налогообложения нефтяной отрасли является одной из причин инфляции предложения, когда растет стоимость топлива, что негативно отражается на цене готовой продукции. Для преодоления этой ситуации необходимо осуществить налоговый маневр, но обратный от того, который реализует правительство. Стоит постепенно снижать НДПИ при равномерном увеличении вывозных пошлин. Это приведет к уменьшению стоимости нефти на внутреннем рынке, и как следствию - к снижению цены ГСМ.

По иным видам природных ископаемых также стоит ввести правило снижения НДПИ при росте вывозных пошлин. Это положительно отразится на активности обрабатывающих производств.

Некоторое сырье, например, лес-кругляк вообще стоит запретить вывозить из страны. И вот почему. Сибирская тайга горит ежегодно, и одной из причин этого является незаконная рубка леса с последующим его экспортом в Китай. Местами тайгу специально поджигают, чтобы ликвидировать следы вырубки леса. Иные приспособились сначала поджигать лес, а потом уже спиливать оставшиеся деревья, ибо в пожаре горит в основном хвоя.

Продолжение ЗДЕСЬ

Купить книгу в магазине Литрес можно ЗДЕСЬ

Скачать бесплатно мою предыдущую книгу "Новая индустриализация России как альтернатива её крушению" можно ЗДЕСЬ

Стратегия новой индустриализации России

Previous post Next post
Up