radioazadlyg.org: нефтяные теги

Dec 06, 2012 01:01



Оригинал взят у iv_g в radioazadlyg.org: нефтяные теги
нефть

BP

нефтедоходы

нефтяной фонд

газ

- - - - - - -
08.11.2012
Беспрецедентное заявление властей
Несколько дней назад случилось беспрецедентное событие - впервые с момента создания Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики правительство заявило, что бюджет этой структуры станет дефицитным, поскольку расходы превысят доходы.


Это заявление было сделано в ходе обсуждения государственного бюджета 2013 года, который был рекомендован на рассмотрение правительства.

Всем известно, что каждый год из Госнефтефонда перечисляются деньги в бюджет Азербайджана. 2013 год не исключение и трансферы фонда в госбюджет составят 11,350 млрд. манатов.

По сравнению с 2012 годом объем этих перечислений увеличится на 1,445 млрд. манатов. Правительство и непосредственно президент заявляют, что эти деньги - нужны и меры - необходимы для реализации социально-экономических проектов.

доходы в государственный бюджет республики в 2013 году планируются в объеме 19,154 млрд манатов, что на 12,4% больше, чем в 2012 году, а расходы госбюджета составят 19,810 млрд манатов, что на 12,1% больше, чем в 2012 году.

То есть доходы и расходы бюджета увеличатся всего на 12%.

Того самого бюджета, который сам на 60% будет сформирован из денег Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики. При этом объеме трансферов он возрастет примерно на 13% по сравнению с 2012 годом.

А как при этом быть с поручением, данным в начале нынешнего года самим президентом Ильхамом Алиевым правительству о необходимости сокращения объемов трансферта нефтяных денег в госбюджет?

А ведь есть еще и 2014, 2015 и последующие годы. Если президент Ильхам Алиев останется у власти, то есть будет переизбран в 2013 году, нет сомнений в том, что реализуемая ныне политика будет продолжена и тогда.

И к чему приведет столь масштабное расходование денег, если добыча нефти уже дала сбой?
К чему приведет такое расходование, если уже приходится прикладывать большие усилия для того, чтобы сохранить в 2013 году уровень добычи нынешнего года? Замечу, только лишь сохранить, а не увеличить! Расходы же будут продолжать расти...
http://www.radioazadlyg.org/content/blog/24764236.html

--------------

Оригинал взят у iv_g в  Азербайджан: Прозрачность нефтедоходов
Часть 1
Отсутствие транспарентности в управлении - вот основное обвинение, предъявляемое азербайджанской власти со стороны международных правозащитных институтов, местных экспертов и оппозиции.

даже эксперты не до конца представляют себе, каким образом формируются, куда и как уходят доходы Азербайджана от реализации нефти и в целом углеводородных запасов страны?

Транспортировка ранней азербайджанской нефти на мировой рынок началась еще в 1997 году. При полной, как утверждается, публичности этой сферы за истекшее время уже можно было бы хоть как-то понять, если не выучить все схемы денежных поступлений в страну. На деле же многое до сих пор остается тайной за семью печатями.

Куда именно поступают деньги от реализации нефти, что и как с ними происходит? Почему, скажем, сегодня активы Государственного нефтяного фонда Азербайджана составляют именно 30 миллиардов долларов, а не больше или меньше?

Поступающие доходы с прибыльной нефти делятся примерно так: не более четверти берут зарубежные операторы - компании альянса, это 20-25%; примерно 75-80 % достается Азербайджану, то есть эти средства попадают прямо в государственный Нефтяной фонд; и совсем небольшая, десятая часть от всей доли компаний альянса (то есть от тех самых 20-25%) достается ГНКАР. Она, вместе со всеми другими компаниями выплачивает налог на прибыль в бюджет страны. После этих выплат вся эта сумма считается доходом ГНКАР, на который она может делать все, что захочет.

Интересно, что каких-либо обязательств по прозрачности у ГНКАР и естественно, особых проверок нет. На этот факт следует обратить особое внимание, поскольку в отличие от ГНКАР, у Нефтяного фонда такие обязательства есть, хотя обе структуры - государственные. Этот фонд является членом международной структуры, объединяющей фонды разных стран и должен в своей деятельности придерживаться всех требований организации. В числе же основных требований - транспарентность. Это обязательство Госнефтефонд выполняет четко. Прекрасно известны его доходы и активы. А то, что ежегодно из этих средств перечисляются в государственный бюджет и тратятся на инфраструктурные проекты огромные суммы, уже другой вопрос, и вопрос очень интересный. Точнее, это вопрос целесообразности расходования нефтяных доходов и к транспарентности Нефтяного фонда он отношения не имеет. Зато имеет отношение к транспарентности и эффективности расходования средств бюджета, но это отдельная тема...

Таким образом, на первый поверхностный взгляд руководство Азербайджана как будто выполняет все свои обязательства перед собственным народом. Но это только на первый взгляд. Здесь мимоходом отметим еще один очень важный момент - сколько денег от Нефтяной компании поступает в Нефтяной фонд, известно. А вот все ли деньги, вырученные от продаж нефти, поступают в Нефтяной фонд? Повторю этот далеко не тривиальный момент - все ли средства, выходящие из ГНКАР, входят в ГНФАР? Или какая-то, большая или малая часть из них как-то оседает где-то на каких-то неизвестных нам нам счетах - это большой, важный и очень туманный вопрос...
http://www.radioazadlyg.org/content/blog/24347148.html

Часть 2
​​В Азербайджане в последнее время, с появлением огромных для маленькой страны нефтяных доходов, тоже было и есть много крупных и капиталоемких строек. Например, одна из таких - строительство водопровода Огуз-Габала-Баку. Этот водопровод, при объявленной пять лет назад стоимости строительства в 450 миллионов долларов, фактически обошелся в 1 миллиард, то есть более чем вдвое дороже! Причем, по свидетельству самого президента Азербайджана Ильхама Алиева, у столь дорогостоящего водопровода есть недостатки, над которыми в настоящее время идет работа... А это тоже не бесплатно, надо полагать.

Здесь уместно будет вспомнить, в соответствии с мировой Инициативой прозрачности в добывающих отраслях, к которой присоединился Азербайджан, все отчисления из Государственного нефтяного фонда Азербайджана в бюджет полностью прозрачны. Да и сам Нефтяной фонд при своем создании при Гейдаре Алиеве в 2001 году, еще до присоединения к Инициативе прозрачности, был прозрачным. Так что, если бы не требование соблюдения прозрачности при поступлениях из ГНФАР в бюджет гигантских сумм, которые невозможно прикарманить тайно в самом фонде, вряд ли азербайджанский народ имел удовольствие наблюдать строительство супердорогих водопроводов, дорог, мостов, развязок и реконструкцию старых зданий, на которых тратятся огромные нефтяные деньги...

​​Гейдар Алиев создал прозрачный Нефтяной фонд, в котором не пропадает ни маната нефтяных доходов, потому что не сделать этого означало бы пользоваться не очень хорошей репутацией стран вроде Нигерии и Чада. Прозрачный Нефтяной фонд - это козырная карта, это хороший имидж в глазах мировой демократической общественности. Как-никак Азербайджан - вступил в Совет Европы, а это требует определеных приличий при обращении со своим народом и принадлежащими ему средствами, в том числе и нефтяными доходами. А вот насколько прозрачно и целесообразно тратятся деньги из бюджета - это, повторяю, отдельный вопрос.
http://www.radioazadlyg.ru/content/blog/24351899.html

Часть 3
Представители гражданского общества уже давно пытаются добиться, чтобы нефтяные компании сделали прозрачными свои индивидуальные отчеты, но все компании, кроме одной (bp), уклоняются от этого.

А ведь кроме непрозрачных известных компаний есть многие компании неизвестного происхождения, участвующие в нефтяных контрактах в Азербайджане. Совершенно неизвестно, что и сколько выплачивают они в бюджет республики и вообще выплачивают ли?..

Про ту часть нефтяных доходов, которая идет в Государственный нефтяной фонд Азербайджана - ГНФАР, уже написано. А как быть с той частью денег, которая остается на счетах Нефтяной компании?

Тем более, что прозрачность всех нефтяных доходов и прозрачность Нефтяного фонда - это далеко не одно и то же...

А в Нефтяной компании туговато как раз с транспарентностью. Например, зачем только ей понадобилось перенести два завода - ПО «AзерНефтьЯг» и ПО «AзерНефтьЯнаджаг» из Хатаинского в Гарадагский район Баку? Понятно, что денег на это потребовалось немало. Естественно, нефтяных денег, народных.

Главное, не к чему придраться. Не упрекать же, в самом деле, руководство Нефтяной компании в том, что оно заботится об условиях работы нефтяников, улучшает экологию и «фонтанизирует» заводы? Только если завтра заводской металлолом будет разобран и на его месте действительно появятся многоэтажки, то сумеют ли граждане довести до правительства свои претензии о том, что с попустительства или одобрения властей, руководство ГНКАР заранее на народные деньги благоустроило участки, которые позже само же выкупит. Навар с этого, возможно, будет и не такой большой, как с затратных мегастроек, про которые тоже уже написано - мы все в последнее время как-то привыкли, что десятки и сотни миллионов летают как по воздуху и исчезают. Но суммы все равно будут впечатляющие.

Снова о нефтяных доходах. Простейшая схема достаточно просто усложняет пути движения денег в обмен на нефть и самой нефти, чтобы непосвященному человеку было непонятно, что, куда и как. Схема не позволяет специалистам даже, не говоря уже о народе, полностью понять, сколько доходов от нефти у страны. О контроле и говорить не приходится. Вроде бы информация открыта, доступна, и все равно вызывает массу вопросов.

Скажем, по данным Госнефтекомпании в августе 2011 года, из турецкого порта Джейхан было экспортировано на мировой рынок 2 млн. 547 тыс. 071 тонна азербайджанской нефти марки Azeri Light и из этого объема 1 млн. 561 тыс. 562 тонны составляет прибыльная нефть, доходы от которой поступят в Государственный нефтяной фонд Азербайджана (ГНФАР). Можно ли верить этим цифрам - отдельный и очень интересный вопрос...

Но даже если допустить, что цифры верны, необходимо знать также, сколько нефти было прокачано по трубопроводу Баку-Новороссийск или перевезено в железнодорожных цистернах до Поти, чтоб составить целостную картину. А это покрыто «мраком неизвестности»... Что-либо посчитать по обрывочным данным, которые регулярно вбрасываются в печать, создавая иллюзию открытости и доступности информации, очень сложно.

Имена зарубежных компаний, управляющих нефтяными доходами, раскрыты несколько лет назад. До этого времени их не знал никто, кроме представителей узкого круга властной верхушки. Наверное, излишне говорить, что что-то скрывают только там, где есть что и необходимость скрывать. Интересно, почему сочли нужным рассекретить? В любом случае, это можно только приветствовать.

Уместно спросить, почему от управления активами Государственного нефтяного фонда Азербайджана поступает так мало средств? И порой на этот вопрос со сцены даже доносится ответ: «Кризис в мире, потому и заработали мало». Это, кстати, предмет для серьезного журналистского расследования.

Но транспарентности поступлений нефти, нефтяных сделок и операций с доходами от нефти нет, как нет и прозрачности в приватизации госимущества, принятия решений при крупных инвестициях внутри страны, при тратах на большие стройки и так далее.

Действующие на сцене лица говорят «согласно прогнозам, в ближайшие 5 лет сумма активов Нефтяного фонда, в зависимости от цен на нефть, составит 50 миллиардов долларов, а за 15 лет превысит 100 миллиардов долларов».
http://www.radioazadlyg.ru/content/blog/24367127.html

Каспий, Нефть, Энержи ржи ржи

Previous post Next post
Up