Зависть к Абрамовичу

Dec 21, 2012 17:20



Оригинал взят у smirnoff_v в Зависть к Абрамовичу
Очередной раз Лукьяненко дал мне основания для небольшого рассуждения. Вот тут у него очередной текст об СССР. Суть текста в том, что де все мы, кто старше 40 лет виновны в гибели страны - и тут я с автором в общем согласен. С другими высказываниями согласен частично или вовсе не согласен. Но есть и еще один момент, а именно следующее суждение Лукьяненко: « И зависть с ненавистью напополам к Абрамовичу с Вексельбергом не потому, что они приватизировали народное, а потому что мы этого не успели - не смогли». Тут важно даже не то, что я не согласен и с этим суждением, а то, почему именно я с ним не согласен.

Этот вопрос связан с куда более фундаментальной проблемой легитимности собственности в России. Ведь весьма распространено мнение, и не без оснований, что институт собственности в нашей культуре весьма далек по своему содержанию от «священного права» Запада. Собственность у нас не священная, а скорее, функциональна. И такая особенность нашей культуры связана со служилым, или иначе, тягловым принципом социальной организации русского общества на этапе его становления
.
Суть тяглового принципа заключается в том, что все сословия отличаются не правами, а обязанностями, формами и способами службы. То есть, например, дворяне (служилое сословие) служат саблею, а крестьяне - сохою тянут тягло. Права же определяются обязанностями. Т.е. сколько прав нужно для исполнения определенных обязанностей, столько и предоставляется.

Отношение к собственности в России прямо связано и выводится из тяглового принципа. Собственность тут рассматривается не как право, а как средство, обеспечивающее возможность службы. Например, в феодальную эпоху на западе феодал получал поместье ЗА службу, а в России ДЛЯ службы. А сама служба была безусловной. Служба же определяет статус - чем более значима служба, тем выше статус, и тем большие ресурсы придаются для службы.

Таким образом, никакого священного ПРАВА частной собственности в России на раннем этапе ее становления не сложилось. Собственность во владении того или иного человека легитимна постольку, поскольку этот человек несет службу. Надо сказать, что этот принцип (его можно назвать московским принципом) выдержал жесточайшую борьбу с основаниями собственности, куда более подобными европейским. Я говорю о боярском вотчинном землевладении, корни которого лежали в родоплеменном праве эпохи начала Древней Руси. Это борьба была одной из составляющих социальных катаклизмов эпохи Ивана Грозного и последующей смуты. И московский принцип победил, сделавшись идеалом социального устройства в массовом сознании.

Другое дело, что европейские веяния постоянно соблазняли российские элиты, наводили на мысль считать ресурсы, находящиеся в распоряжении элитариев, собственностью, на которую они имеют ПРАВО. Так, с утверждением европейского права после реформ Петра крепостные установления, бывшие до этого формой государственной повинности крестьян, странным образом превратились чуть ли не в право собственности на крестьян. Так, указом о вольности дворянству при Екатерине была разорвана связь земельной собственности и службы. И так в глазах русского народа помещичья собственность постепенно утрачивала легитимность.

В советскую эпоху принцип собственности не как права, а как ресурсов для службы утвердился в своем наиболее чистом виде. И, парадоксально, во многом именно это облегчило элитам приватизацию общенародной собственности. Там, где собственность есть священное право, ее куда сложнее отобрать, в том числе и у народа. В СССР же хватило убедить массы в том, что собственность (ресурсы) используются неэффективно, то есть, если говорить по-старомосковски, служить «обществу» с тех же ресурсов можно гораздо лучше, если служить будет частник, а не гадкий советский номенклатурный бюрократ.

Ну и пришла пора вернуться к тезису Лукьяненко. Во-первых, я хочу сказать, что делигитимация собственности олигархов произошла вовсе не в тот момент, когда они эту собственность «присвоили». Массы решили, что их попросту обокрали тогда, когда выяснилось, что служить обществу «частник» вовсе не собирается, ни прямо (ну, это, положим, предполагалось), ни опосредованно, посредством невидимой руки рынка. Тут есть два аспекта. Во-первых, как я неоднократно писал, на самом деле не человек «рулит» капиталом, а капитал человеком. Так что частник вовсе не свободен. А во-вторых, сам способ приватизации общенародной собственности происходил по таким моделям, что в соответствии с ними в «частники» был скрупулезно отобран самый гадкий, самый недостойный человеческий материал. Так что капитализм в России обанкротился сразу, как только стало ясно, что России он служить не собирается.

Кроме того, о зависти. Конечно, есть и те, кто просто завидует, и предполагает, что имел бы в случае успеха яхту, большую, чем у Абрамовича и шлюх, обильнее, чем у Прохорова. Но я полагаю, что таких граждан не так уж и много. А большинство искренне не понимает, как можно, обладая такими ресурсами растрачивать их на такое дерьмо. Поэтому я сомневаюсь, что представления о том, насколько более достойно человек мог бы распорядиться доставшимися ресурсами (послужить) по сравнению с представителями отечественных элит, можно назвать завистью.

Впрочем, пора понять уже всем. «Частник» может послужить обществу только случайно, поскольку в конкретный момент интересы капитала, которому на самом деле служит «частник» совпадут с интересами общества. Такое совпадение еще иногда встречается в центрах капитализма и почти никогда на периферии. И это не зависит от лиц. Так что для общества лучше посредственный чиновник-служака, который посредственно служит обществу, чем гениальный капиталист, который самоотверженно служит капиталу.

------------

Оригинал взят у zogin в  Формула российского капитализма
В обсуждении недавно оцененной мной на корректность статьи Верхотурова http://www.verkhoturov.info/content/view/1288/1/ "Государство кормит народ" всплыла недавняя статья Латыниной http://www.novayagazeta.ru/columns/55478.html "Госзависимые"

Почитал, подумал. Приходим к выводу, что капитализм с российской спецификой имеет несколько иную форму, чем предложенная Марсом формула Д-Т-Д1 . Эта формула тоже действует, но в качестве подчинённого момента.

Итак основными хозяйствующими субъектами, заодно и правящей социальной группой являются не капиталисты, а

Долбины - (должностные лица с бизнес-интересами, по выражению главы НРК Александра Лебедева) - этакий местный подвид капиталистов.

Исходным пунктом их деятельности является близость к власти и силовым структурам. Условно обозначим В (власть)

В (власть, влияние) долбины тем или иным способом конвертируют в СП - средства производства, пусть даже виртуальные. и вот тут включается в качестве подчиненного момента марксова формула капитализма Д-Т-Д1. С той особенностью, что пункт Т зачастую опускается за ненужностью для поставленной цели. Поэтому , чтобы подчеркнуть его факультативность будем брать его в скобках.

Далее Д1 преобразуется в связи, усиление влияния и т.п. Т.е. так или иначе расходуется на покупку власти В1, но уже большей, на признание себя международными финансовыми структурами

Итого формула капитализма с российской спецификой.

В - СП (Д-(Т)-Д1) - В1

Также для справедливости замечу, что в общем -то формула универсальна для всего мира. Везде происходит бесконечное повторение этого цикла. Просто в России это более наглядно, в связи с тем, что В даёт очевидные козыри к тому чтобы претендовать на регулирование распределения сырьевой ренты.

Формула очень внешне похожа на описание абсолютизма. Это третье сословие развлекалось во времена исторического абсолютизма забавами типа Т-Д-Т, развивалось постепенно там в сторону Д-Т-Д. Серьёзные люди такой ерундой не занимались.

В России такого не было. Даже челноки и те сразу начали с Д-Т-Д1, причем с приходом на сцену крупного капитала Д1 оказывалось меньше, чем Д. Всвязи с чем эта формула быстро увяла.

Открытая мной формула начала действовать сразу, начиная с приватизации. Небольшое количество исключений только подтверждают правила.

Всё же в главном прав был юзер lqp - капабсолютизм и есть - смотри http://lj.rossia.org/users/lqp/449640.html

Но собственно я уже объяснил своё мнение о его ошибке http://zogin.livejournal.com/50243.html На каждого перефирийного абсолютиста найдётся глобалистский абсолютист с винтом. Мировая протестантская элита многосотлетней закваски ситуацию пока финансовую ситуацию в мире под контролем держит.

Хфилософия, Марксизьм

Previous post Next post
Up