Россия и Ассирия.

Nov 17, 2015 12:49



Ассирийский мученик Патриарх Мар Шимун Беньямин.

Российско-ассирийские связи представляют собой увлекательную и во многом малоизвестную страницу истории не только Ближнего Востока, но и собственно российского культурного и духовного богатства и разнообразия. Ассирийцы - представители не самого многочисленного, но необычайно интересного народа нашей страны, предки которых являются прямыми потомками населения известной державы Древнего Мира.
Ассирийцы - это носители древней христианской традиции и культуры, представленной Ассирийской Церковью Востока. В домонгольское время она вела активную миссионерскую работу на Азиатском континенте, обратив в христианскую веру многие народы. Тяжёлый удар по ассирийцам Востока был нанесён нашествием Тамерлана и последующими затяжными войнами, опустошившими обширные пространства.



Впоследствии, уже в «новое время», многие ассирийцы вступили в лоно Русской Православной Церкви (например, часть жителей персидской Урмии - по русским данным 30 000 человек во главе с епископом Мар-Ионаном), не утратив, впрочем, собственной самобытности и национальной идентичности. Сегодня представители ассирийских сообществ России ведут активную общественную работу, инициируют гуманитарные акции, связанные, в частности, с бедственным положением христианских этноконфессиональных групп на Ближнем Востоке, ставших жертвами широкой экспансии так называемого «Исламского государства».

Нельзя не видеть прямых параллелей между тем, что творилось на Ближнем Востоке сто лет назад, в период Первой мировой войны, и тем, что происходит сейчас.

На территории Российской Империи ассирийцы начинают селиться в 1820-х гг., когда после русско-персидской войны и присоединения к России части восточноармянских земель наиболее активным сторонникам прорусской ориентации разрешили перебраться в Закавказье. После этого был еще ряд переходов на территории к северу от Аракса и к востоку от Арпа-чая. Возникают поселения в Закавказье, значительная ассирийская община в столице Кавказского края Тифлисе. Конец XIX века отмечен повышением жизненного уровня ассирийского населения тогдашней Российской империи. Жители Эриванской губернии и Карсской области получают возможность отдавать своих детей в военные училища, в первую очередь Тифлиса, но также и других городов Российской империи. В российской армии появляются не только отдельные офицеры (полковник П.Н. Бар-Карахан, Пир-Арсалан), но и целые плеяды ассирийцев-офицеров (например, Лазаревы). Особое место в истории народа занимает патриарх Мар Беньямин Шимуна, который, по оценке русского чиновника француза-протестанта Термена, не просто любил и уважал русского царя, но был самым близким и преданным другом русской монархии на Ближнем Востоке.

В период Первой мировой войны ассирийцы, находящиеся на службе в российской армии, принимают активное участие в персидском походе и в боевых действиях на Кавказском фронте, что используется турками в качестве формального повода к обвинению христианского народа в «мятеже» и к началу массовой резни. При этом стоит учитывать то обстоятельство, что «аширетные» (горные) ассирийцы, формально находясь в пределах Османской империи, проживали в горах Хаккяри и сопредельных районах обособленно, имея теократическую форму правления, до некоторой степени сходную с черногорской.
Первым делом надо сказать об Ассирийской Церкви Востока. Она очень древняя, основана в Месопотамии, в Багдаде, в I веке. Первым её главой считается Шимун Кифа (апостол Пётр), вторым стал Мар Шимун Тума Шликха примерно в 35 году от Рождества Христова. «Мар Шимун» переводится как «Святой Симон», и это звание ассирийские патриархи носят в память об апостоле Петре (Симон - его имя от рождения, а Петром ученика назвал Иисус Христос). Что интересно, на протяжении веков титул ассирийского первоиерарха был наследственным. Он передавался сыну брата главы Церкви - при условии, что мать будущего первоиерарха строго постилась во время беременности. И вот такая доля в начале прошлого века выпала Беньямину.

В ту пору резиденция ассирийских патриархов находилась в селении Кочанис, на юго-востоке современной Турции. Когда Мар Шимун XVIII Рувель почувствовал приближение смерти, он решил подготовить себе замену. И 2 марта 1903 года, за 14 дней до смерти, состоялось рукоположение его племянника Беньямина в архиепископы. А 30 марта, в Вербное воскресенье, юношу поставили в Патриархи. Было ему 16 лет. На плечи Мар Шимуна XIX (по другим источникам XXI) Беньямина сразу же свалилось множество дел - не только духовных, но и светских, поскольку традиционно ассирийские патриархи были вождями народа, приходилось заниматься и политикой. Например, под владычеством турок Патриарх собирал налоги со своего народа.
В период очередного обострения русско-турецких отношений летом 1906 года штаб Кавказского военного округа командировал российского вице-консула в городе Ван гугенота Ришара Термена в санджак Хаккяри. В июле 1906 надворный советник Термен получил аудиенцию у патриарха Беньямина Мар-Шимуна. 20-летний патриарх произвёл на вице-консула весьма благоприятное впечатление, и Термен спросил его "открытым текстом", какую позицию займут несториане в случае ожидаемого конфликта России с Турцией. Мар-Шимун ответил:
« Если Россия займёт Ван, мы сможем выставить 40-тысячную армию и завоюем для России территорию от Битлиса до Мосула. 20 тысяч солдат я смогу послать туда, где это нужней всего будет России, остальные же 20 тысяч останутся здесь для обороны ассирийцев. »

Комментируя в официальном отчёте слова патриарха, Термен высказал глубокое личное убеждение, что реальный успех Ассирийского дела возможен лишь
« в том случае, если они будут бороться за свою полунезависимось, которую им нужно дать наподобие Хивы и Бухары. »

В тогдашнем геополитическом контексте, данное решение могло бы дать Российской империи серьёзный перевес над империей Османской.

Когда началась Первая мировая война, Мар Шимуну исполнилось уже 27 лет. К этому времени он прошёл много испытаний, когда приходилось защищать свою паству от гонений. Ведь геноцид против ассирийцев и армян в Османской империи начался не в 1915 году, а намного раньше. Спасение Патриарх видел в православной России, с которой Турция вступила в войну. Поэтому ассирийцы избегали мобилизации в турецкую армию, создавая свои отряды самообороны. Чтобы надавить на Патриарха, власти арестовали его родного брата Хормизда, который обучался в Константинополе. При этом поставили ультиматум: юношу повесят, если ассирийцы немедленно не сдадут оружие. Мар Шимун ответил, что после всех ужасов, творимых турками над ассирийцами, это невозможно, и добавил: «Поскольку брат мой один, а народа моего много, я вынужден предпочесть потерять брата, но сохранить свой народ!»

После того как Хормизда казнили, турецкие войска и курдские отряды начали массированное наступление на ассирийский анклав в горах Хеккиари. Ассирийцы сражались с многократно превосходящими силами до последнего патрона. Рискуя жизнью, Мар Шимун дважды тайно пробирался в соседний Иран, надеясь добиться помощи от вступивших туда в 1915 году русских войск. Не получив оружия, ассирийцы вынуждены были пробиваться в Северо-Западный Иран, где стояли русские и проживали местные ассирийцы, уже пережившие страшный геноцид от турок. Как пишет историк, «героический переход всем народом в Иран, совершившийся осенью 1915 г. в условиях постоянного нападения неприятеля, стоил ассирийцам огромных жертв».

В Иране Мар-Шимун стал сотрудничать с русскими, рассчитывая, что братья-христиане помогут спасти его народ. Приехав в Тифлис, он встречался с Наместником Кавказа, Великим князем Николаем Николаевичем. Государь Николай II тогда написал ему: «Прошу… передать Патриарху… Мар Шимуну Беньямину, что Я глубоко тронут его молитвами, верю, что Господь поможет нам закончить дело освобождения турецких христиан от векового ига. Искренне благодарю Патриарха за его нравственную поддержку и готовность оказывать нам содействие». Патриарху было обещано, что в случае победы России на Востоке ассирийцам будет гарантирована автономия в пределах Мосульского вилайета в Иране.
К сожалению, в складывавшихся реалиях Первой мировой войны поддержка ассирийского движения со стороны российских властей носила недостаточный и непоследовательный характер.

Мар Шимун получил от российского императора военную поддержку для восстановления в Междуречье ассирийского государства. Полковник Генерального штаба Алексей Николаевич Кондратьев лично водил в бой ассирийских горцев. О его отваге слагали легенды.

В 1916 г. генерал Чернозубов произвёл военную демонстрацию в Хаккяри. В экспедиции участвовали отряды под командованием Давида Мар-Шимуна, брата патриарха, и ассирийских маликов (князей) Исмаила и Андреуса.
Но в 1917 году в России случилась революция, и надежды на лучший исход стали рушиться. В 1917-1918 годах единственной силой, вставшей на пути полного уничтожения христиан в Иране, оказались ассирийские отряды. В течение полугода им удавалось оборонять от турецких войск и курдов древний город Урмия, который считается одним из очагов возникновения ассирийской цивилизации. И Патриарх Мар Беньямин Шимун продолжал оставаться для защитников символом единства, борьбы и спасения. Уже тогда стал складываться героический фольклор об этом народном герое.

Роль Патриарха в ассирийском сопротивлении понимали и его враги. Для убийства Мар Шимуна они подкупили одного курдского вождя - Исмаила ага Симко, шейха племени Шеккак. Тот предложил ассирийцам мир и пригласил Патриарха в своё селение Конашар, где бы можно было договориться о совместной борьбе с турками. Армяне, проживавшие в Конашаре, отговаривали Патриарха, мол, нельзя верить курдам. Но Мар Шимун положился на совесть хозяина и традиционное восточное гостеприимство. К Симко он прибыл не один, в числе сопровождавших были русские офицеры - полковник Кондратьев и поручик Зайцев. Очевидец Малик Яку Исмаил так вспоминал:
«В комнату вошёл слуга с чаем. Он раздал всем чай, кроме русских. Я спросил его, почему тем не разносят. Ответил мне один из тех курдов, что сидел в собрании: "Они пусть полынь пьют!" Я сразу понял, что эти собаки не на совет собрались. Вся беседа заняла чуть больше часа. Когда все вышли из дома во двор, Симко по-прежнему сопровождал Мар Шимуна. Они попрощались, и Патриарх направился к коляске. Не успел он занести ногу на ступеньку, как внезапно грянули выстрелы с крыш домов». В спины отъезжавшим стреляли из пулемёта и винтовок. Мар Шимун Беньямин и часть сопровождавших, в том числе поручик Зайцев, были убиты. Позднее его тело было отбито ассирийцами у курдов и предано земле в армянском селе Хосробад, во дворе армянской церкви Св. Георгия.

После Октябрьского переворота полковник Кондратьев, как бывший царский офицер, не стал регистрироваться в органах ВЧК и оказался на нелегальном положении. Ассирийцы Кубани укрывали его в своих домах. В больших городах ассирийцы занимались чисткой обуви, и бывшему полковнику Генерального штаба приходилось иногда работать под чистильщика сапог. Благо это искусство он освоил еще в юнкерском училище. В Воронеже, скрываясь от чекистов, он драил на вокзале ботинки пассажирам. Однако его выдала двоюродная сестра, и ассирийского "Чапаева" расстреляли. Весть о гибели Ага Кондратори (господина Кондратьева) распространилась по всем ассирийским селениям - от кубанских плавней до сирийского нагорья.
После революционной бури в России и развала фронта он не бросил ассирийцев, сформировав из русских офицеров (различного этнического происхождения) боевой костяк будущих ассирийских сил самообороны. В 1918 году в Урмии был сформирован ассирийский отряд, который впоследствии участвовал в гражданской войне на Кавказе на стороне белого движения. Многие из бойцов этого отряда в годы Первой мировой войны служили во втором ассирийском стрелковом батальоне, командовали которым есаул Ёлкин и войсковой старшина Павел Харитонович Золотарёв, впоследствии - один из лидеров белого движения на Кавказе. Там же служили два брата - Александр и Фёдор Саргизовы, один из которых эмигрировал, а другой погиб в ходе боевых действий с «красными горцами» в Терском крае в начале 20-х годов. Интересно, что третий брат, Лев, стал в Советской Союзе учёным и написал, в частности, интереснейшую работу «Ассирийцы стран Ближнего и Среднего Востока», по которой изучал историю древнего народа.
Помимо двух стрелковых батальонов, ассирийцы служили в составе добровольческой дружины Элова (Ага Петрос), выполняли в основном разведывательные функции и ходили, согласно русским архивным военным документам, на 300 км вглубь турецкого тыла.

Командный состав ассирийских воинских формирований в составе русской армии состоял из русских офицеров различного этнического происхождения (в частности, уроженцев Северного Кавказа), а также из ассирийцев на службе в царской армии (Лазарь Зервандов и другие). Многие из них участвовали в организации вооруженного сопротивления ассирийцев. Помимо Кодратьева, это русские полковники Кузьмин, Горецкий, Соколов, Травин, подполковник Синельников. Солдаты же были почти исключительно ассирийцы. При этом отношения между солдатами и офицерами предполагали, помимо безусловного осознания общности целей войны, также и неизбежные конфликты, которые в русской терминологии назывались «недоразумениями», а британскими авторами (что весьма отражает их представления о «туземцах») - «поножовщиной». При этом в трагическую пору отхода русской армии из сопредельных районов Турции и Ирана бойцы разрозненных ассирийских дружин, когда была такая возможность, приходили на выручку оказавшимся в ловушке русским отрядам, становившимся объектами враждебных действий со стороны местного мусульманского населения (как это было в районе Урмии в 1918 году).

По итогам Первой мировой войны ассирийцы не получили собственного государства на Ближнем Востоке; их исход с исторической родины привёл к укрупнению существовавших и формированию новых общин на территории Российской империи, а впоследствии - в Европе и Америке.

Отсюда.

История России, ассирийские святые, Турция, Католикосы АЦВ, ассирийцы, геноцид ассирийцев, слава героям, Белое Дело

Previous post Next post
Up