Добрый мохеганин Самсон Оккам - индейский апостол.

Jul 17, 2015 23:05




Самсон Оккам (также известен как Альком и Оккум) (родился в 1723 - умер 14 июля ) - американский пресвитерианский священник из племени Мохеган (мохеган не стоит путать с могиканами, это два разных, хотя и родственных народа), проповедник христианства среди индейцев. Оккам был первым священником индейского происхождения, опубликовавшим свои труды на английском языке.

Оккам, подобно другому знаменитому проповеднику Джону Элиоту, много сделал для приобщения индейцев к европейской культуре, для искоренения вражды и примирения в духе христианской любви коренных американцев и американцев европейского происхождения. Ему пришлось претерпеть скорби и гонения от своих бледнолицых собратьев по вере, но его труды не остались напрасными и дали свои щедрые плоды.



Самсон Оккам родился недалеко от нынешнего Нью - Лондона (штат Коннектикут) в христианской семье. Считается, что он был дальним потомком знаменитого мохеганского вождя Ункаса (Анкаса). Родителей Самсона звали Джошуа Томачам (Tomacham) и Сара.

В возрасте 20 лет Самсон услышал проповедь евангелистских проповедников из движения Первого Великого пробуждения (Great Awarkening) и почувствовал своё призвание к духовной карьере и проповеди Слова Божьего. В течении 4 лет, начиная с 1743 года, изучал теологию в школе «Латтин» под руководством конгрегационалистского священника Элеазара Уилока (Wheelock). Единственной книгой, бывшей в собственности, была Библия. Он её изучил «от и до». В школе Оккам овладел древнееврейским, латинским, греческим и английским языками.

С 1747 по 1749 проходил служение и обучение под руководством преподобного Соломона Уильямса в Нью - Лондоне, Коннектикут.

С 1749 года подготовленный к самостоятельному служению стал проповедником, учителем и законодателем в индейском племени Пекотов (Pequot) в Монтоке (Montauk) в Восточном Лонг Айленде. В конце 1751 года женился на местной жительнице Мэри Фоулер (Fowler). Оккум непрестанно работал над приобщением новообращённых индейцев к европейской культуре: учил строить дома в европейском стиле, носить европейскую одежду, прививал вкус к европейской литературе и искусству.

30 августа 1759 года возведён в священнический сан пресвитерием Саффолка. И тут же ему пришлось испытать на себе политику дискриминации по расовому признаку. Ему всегда платили жалование намного меньшее, нежели священникам европейского происхождения. «Шотландское общество распространения христианского знания» правда, назначило ему дополнительную стипендию. Но всю жизнь Самсон жил в нужде и страдал от нехватки денежных средств.



Пастор Элеазар Уилок.

В 1761 и 1763 годах Самсон совершил путешествие в земли шести ирокезских племён. Обратив в христианство нескольких человек, он вернулся к своим соплеменникам - мохеганам в Коннектикут.

Наставник Оккама пастор Уилок предложил своему ученику поехать в Англию для сбора пожертвований на нужды Индейской благотворительной школы, основанной им в Лебаноне (Коннектикут) в 1754 году. Путешествие Оккама в Англию продолжалось с 16 февраля 1766 по 22 июля 1767 года. Во время своего пребывания на туманном Альбионе, пастор Оккум произнёс от 300 до 400 проповедей, имевших большой успех и привлекавших множество благодарных слушателей. Ему удалось собрать 12 тысяч фунтов стерлингов. Сам король Георг III пожертвовал 200 фунтов на благое дело. Но по возвращении в Северную Америку Оккума ждал удар, откуда он не ожидал. Пастор Уилоку, пообещавший Оккаму заботиться о его семье, не выполнил своего обещания, и жена и дети Оккама пребывали в крайней нищете, почти без средств к существованию. Более того, Уилок уехал в Нью - Гемпшир и использовал полученные средства на постройку Дармутского колледжа, предназначенного для обучения англичан, а не индейцев (хотя несколько коренных американцев всё же смогли пройти там обучение).

В 1768 году Оккум написал 10 страничное «Краткое повествование о моей жизни» (A Short Narrative of My Life, сейчас хранится в архиве Дортмутского колледжа; впервые опубликовано в 1982 году). Содержит короткую биографию автора, написанную им до своей поездки в Англию. Другие опубликованные работы «Проповедь на казни Мозеса Пол» (Sermon at the Execution of Moses Paul) и «Избранная коллекция гимнов и духовных песнопений» в 1774 году. Его произведения дают красочную картину взаимоотношений между колонистами и индейцами.

Особенно интересна работа "Проповедь на казни... ". Вкратце история произведения такова. Один из новообращённых индейцев, которого звали Мозес Пол как-то напился и по пьяному делу ненароком убил человека по имени Мозес Кук. За своё преступление Мозес Пол был приговорён к смертной казни через повешение. Мозес Пол осознал всю тяжесть совершённого им преступления и попросил пастора Оккама присутствовать на казни и прочесть проповедь о душепагубности греха пьянства, приводящего порой к таким ужасным последствиям. Что Оккам и сделал. Потом записал свою проповедь и опубликовал. Мощная проповедь Оккама в поддержку трезвости стала классическим миссионерским аргументом против пьянства.




Текст проповеди:




После возвращения из Англии и предательства Уилока Оккум жил среди мохеган. Стараниями пастора Самсона половина его племени - около 300 человек обратились ко Христу. Успех, который европейским миссионерам и не снился. После чего заботой Оккама стало объединение всех индейцев - христиан Новой Англии и Лонг Айленда в новый народ, местопребыванием которого был бы штат Коннектикут.




Но тут грянула Американская революция, принесшая новообращённым христианам новые трудности и испытания. Усилилось давление и нападки со стороны англосаксонских поселенцев. В 1875 году индейцы, находившиеся под пасторским окормлением Оккама получили приглашение от своих братьев по вере из племени Онайда поселиться в их резервации в штате Нью - Йорк. Под предводительством Оккума, его приёмного сына Джозефа Джонсона и брата жены Дэвида Фоулера (Montauk), мохегане совершили переселение на означенные земли, где ими был основано поселение Бразертаун (Brothertown, изначально по соседству с Уатервиллем, Нью - Йорк). Индейцы племени Онайда пригласили также других своих собратьев - Могикан из Стокбриджа (западный Массачусетс) и две группы народности Ленапи из южного Нью - Джерси. Могикане основали Нью - Стокбридж возле Онейдского озера (вот обратите внимание, могикане отнюдь не были истреблены англосаксами, а приняли христианство, окультурились и их потомки живут в Стокбридже и по сей день и известны как "Стокбриджские индейцы"). Оккум не только добился гражданских привилегий для этих поселений, но и сделал так чтобы все белые поселенцы, претендовавшие на земли индейцев, были удалены из Бразертауна.

Оккум умер 14 июля 1792 года в Нью - Стокбридже
Память его в календаре Епископальной Церкви США празднуется в этот день.




В 1820 - е году многие Бразертаунцы и Онейда продали свои земли в Нью - Йорке и переселились в город Бразертаун в округе Кальюмет, штат Висконсин. В наше время бразертаунские индейцы безуспешно пытались признать себя отдельным племенем.

Во II Мировую войну один из кораблей свободы (liberti ship, тип грузового корабля) был назван в честь Оккама.

Его имя носят многие географические объекты и учебные здания в Ганновере, Нью - Гемпшир, в районах, прилегающих к Дортмундскому колледжу.



Мост Оккама.

Составлено по:

1. https://en.wikipedia.org/wiki/Samson_Occom
2. http://www.wisconsinhistory.org/turningpoints/search.asp?id=1658
3. http://www.common-place.org/vol-04/no-04/brooks/3.shtml

протестантизм, святые, Епископальная Церковь, США, индейцы, кальвинизм

Previous post Next post
Up