Эфиопия начинает отвод воды из русла притока Нила для сооружения плотины гидроэлектростанции, против строительства которой выступают расположенные ниже по течению Египет и Судан, сообщает агентство Рейтер со ссылкой на заявление эфиопского вице-премьера Демеке Меконнина (Demeke Mekonnin).
Эфиопия в 2011 году обнародовала проект строительства ГЭС Grand Ethiopian Renaissance Dam в верховьях Голубого Нила, правого притока Нила, близ границы с Суданом.
Стоимость проекта составляет почти 5 миллиардов долларов (откуда такие суммы, кто финансирует?), проектная мощность ГЭС - 6 тысяч мегаватт, что сделает электростанцию мощнейшей на континенте.
"Платина сооружается в середине реки. Поэтому нельзя вести работы, не отведя воду из русла", -
заявил представитель государственной энергетической компании Ethiopian Electric Power Corporation Михрет Дебебе (Mihret Debebe).
На время строительства в районе плотины река будет отведена в сторону, а по завершении работ снова пущена по естественному руслу, пояснил Дебебе.
Египет и Судан возражают против строительства плотины, опасаясь, что водозабор из Нила в этих странах существенно уменьшится.
Сейчас Египет получает около 70% вод Нила, а вместе с Суданом - 90%.
По мнению министра энергетики Эфиопии Алемайеху Тегену (Alemayehu Tegenu), сооружение ГЭС не "несет вреда ни одной стране".
При этом эфиопская сторона неоднократно отмечала стремление Египта не допустить иностранного инвестирования проекта, сообщает агентство.
Официально строительство ведется итальянской компанией Salini Costruttori, которая планирует использовать бетон "исключительно эфиопского производства".
Сообщается, что ГЭС будет обеспечивать электроэнергией не только Эфиопию, но и ряд соседних стран.
В качестве комментария могу воспроизвести часть материала "
Судан: острые приступы «независимости»", в котором ровно год назад эта проблема - распределения вод Нила и соответсвующих противоречий - была поднята и разобрана.
Написал тогда по этому вопросу вот что:
"И, в заключение этого объемного рассказа о суданских делах, упомянем о двух проблемах, которые здесь, в Судане, способные породить новые конфликты и привести к новым жертвам.
Имя этих проблем - Земля и Вода.
Да-да, не удивляйтесь!
Мало кому это известно, но на африканские, в том числе, и суданские земли, которые, как мы цитировали выше, способны прокормить всю Африку, положили глаз иностранные силы.
В новом земельном переделе в Африке участвует уже большое количество западных компаний, которые связаны с крупными банками типа «Goldman Sachs». В их число входят фирмы, руководители которых проработали на государственных должностях в африканских странах, торгующих ныне своей землей.
Среди них можно назвать «Kinyeti Development» - компанию из Техаса, которая уже является владелицей около 600 тысяч гектаров земли в Судане. Руководитель компании - бывший посол США в Хартуме Говард Юджин Дуглас (Howard Eugene Douglas), который занимал также пост координатора по делам беженцев.
Только на территории северного Судана около 1,5 миллиона гектаров принадлежит компаниям из Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Южной Кореи.
В Южном Судане особой популярностью пользуются земли, которые расположены вдоль берегов реки Нил.
С Вашингтоном соревнуется Эр-Рияд. Правительством Саудовской Аравии выделено 5 миллиардов долларов на кредиты для компаний, которые планируют делать инвестиции в земельные угодья государств с «высокими сельскохозяйственными возможностями». Одна из компаний сделала заявление о том, что планирует вложить 1 миллиард долларов с целью приобретения земель для выращивания риса. И её представители начали скупку земель в Сенегале, Мали, Кении, Судане и Уганде.
Кто-то сомневается, что суданские, да и другие, земли проще брать под контроль, когда государство ослаблено?
Помимо земельного вопроса - окаянного вопроса многих стран, в т.ч. и России, - Судан оказался перед лицом нарастающих разногласий с соседями по поводу водных ресурсов Нила.
В Африке назревает новый серьезный конфликт из-за воды, грозящий перерасти в полномасштабную войну. Причем уже сейчас начинают складываться будущие коалиции, пишет политолог Сергей Балмасов.
С одной стороны конфликта - арабские страны Судан и Египет, к которым может присоединиться Эритрея. С другой стороны - южные африканские страны, такие как Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Танзания, Демократическая Республика Конго, Эфиопия и Южный Судан.
Все они находятся в бассейне великой африканской реки Нил.
Бассейн реки Нил на карте Африки. Карта
http://assets.panda.org/ До последних лет отношения между Хартумом и Каиром были довольно напряженные. Этому в немалой степени способствовало то, что бывший президент Египта Хосни Мубарак был старым недругом Омара аль-Башира.
В немалой степени египетско-суданские противоречия обострил водный спор. Согласно договору между странами от 1959 года, лишь четверть нильской воды доставалась Судану. Всё остальное забирал Египет, обосновывая это тем, что 97% из 84-миллионного египетского населения живет на 4% территории страны, и это - районы, примыкающие к Нилу.
В последние годы и Судан, и Египет не раз пытались пересмотреть прежние соглашения, настаивали на перераспределении воды в свою пользу. Ведь для каждого из них проблема воды является вопросом жизни и смерти.
И вот теперь двум «историческим противникам» приходится - «охота пуще неволи» - объединяться перед лицом угроз со стороны африканских стран тропического пояса, которые вдруг «вспомнили» (или кто-то подсказал) о том, что именно на их территории рождается великая река Нил. Вот они и решили покончить с «несправедливостью», когда Египет и Судан диктовали всем остальным меру потребления воды из Нила. Притом, что эти «остальные» не признают договора «по Нилу» 1959 года, поскольку в нем абсолютно не учтены их интересы.
И у них есть свои резоны.
Та же Эфиопия, с территории которой Голубой Нил дает гигантский сток в Большой Нил, указывает, что она использует всего 1,1% этого водного объема. А в условиях продолжающегося демографического взрыва (каждый год ее население увеличивается на 3% и к 2025 году составит 100 миллионов!) у нее просто нет выхода, кроме как делать ставку на интенсивное орошение. Иначе всех не прокормить.
И Эфиопия в своих претензиях не одинока. С Бурунди она уже приступила к возведению серии гидротехнических сооружений на притоках Большого Нила. Это вызвало ярость в Египте и Судане, которые опасаются, что из-за того, что Бурунди перекроет стоки в Большой Нил из Белого Нила, они не получат тех объемов воды, которые им самим необходимы.
Эфиопскую инициативу поддерживают и другие «нильские» страны, среди которых особую заинтересованность в совместных действиях проявил - кто бы мог подумать - Южный Судан, где приступают к реализации целой серии ирригационных сооружений на Ниле.
И именно это обстоятельство заставляет египтян и суданцев действовать гораздо активнее, чем раньше.
Соломонова решения для выхода из этой ситуации нет: в случае малейшего изменения сложившегося положения пострадают и Каир, и Хартум. А при его сохранении страдают интересы почти десятка стран, по сути, лишенных реального доступа к источникам воды на своей же территории.
Будем надеяться, что "водный вопрос" не стравит Эфиопию с Суданом и Египтом.
А уж именно этим двум странам, оказавшимся сегодня в новой политической ситуации, только вопросов обеспечения своего народа водой из Нила и не хватало к "букету" всех остальных болезненных проблем - Судан расколот надвое; в Египте после контрреволюции - кризис и общества, и власти.
Самое показательное - какие "добрые и хорошие намерения" формулируются: "Новая ГЭС на Ниле будет обеспечивать электроэнергией не только Эфиопию, но и ряд соседних стран".
Надеюсь, никто не забыл, чем устлана дорога в Ад, - "благими намерениями"...
В общем, Африкой серьезные дяди занялись всерьез - это же перспективы прироста их богатства в XXI веке!
И уже начали грамотно "разводить". Они историю своих предков хорошо выучили - "Разделяй и властвуй!"
Похоже, житья Африке уже не дадут...