О чем говорит одежда китайского посла?

Nov 28, 2019 23:30



Новый китайский посол в Канаде Конг Пейу (Cong Peiwu) во френче Мао на вручении верительных грамот генерал-губернатору Канады.

Новости этой уже несколько недель, но раньше из-за отпуска написать не получилось, а новость достаточно значимая

Интересные вещи происходят у нас сейчас в сфере дипломатического протокола и этикета.

То британские дипломаты на переговоры в российский МИД в пальто придут, то представитель Новой Зеландии на прием в английской королеве в одежде коренных предcтавителей Новой Зеландии заявится, то Кейт Миддлтон поедет в Пакистан в этнотур демонстрировать миру, как ей идут традиционные пакистанские наряды, a вот вдруг новый посол Китая в Канаде Конг Пейу (Cong Peiwu) приходит на вручение верительных грамот генерал-губернатору Канады Джули Пайетт (Julie Payette) во френче Мао вместо традиционного западного костюма с галстуком, вызывая переполох в канадских СМИ и статьи на тему "а что он этим френчем сказать то хотел?"

Чтобы разобраться, из-за чего этот переполох возник, надо разобраться в том, что это за френч то такой.

Bы знаете, что такое френч Мао?

Это современный китайский френч, который был создан в Китайской республике после падения императорской династии Цин в 1912 году.

Первое его название - одежда Чжуншань.

Одежда, которую китайцы-ханьцы носили при власти манчьжурских императоров Цин (династия Цин 1644 - 1912), основывалась на маньчжурской национальной одежде "ципао" и "чаншань". Считалось, что эта одежда использовалась для политического и культурного контроля над населением.

Напомню, что исторически Манчьжурия - это территория прямо напротив Японии и острова Сахалин, сейчас она разделена между Китаем (северо-восток страны, Дунбэй и часть Внутренней Монголии) и Россией (Внешняя Маньчжурия - Приамурье и Приморье)



Внешняя Маньчжурия окрашена светлокрасным цветом. Иногда во Внешнюю Маньчжурию включают остров Сахалин.

Императорская династия была свергнута ханьцами из-за неспособности защитить  Китай от притязаний иностранцев, как западных стран, так и Японии, причем считалось, что это происходит в первую очередь из-за недостатка научных достижений в сравнении с Западом.

То есть императорский Китай в научном и технологическом плане был на задворках, поэтому ассоциировавшаяся с ним одежда тоже стала ассоциироваться с отсталостью.

Эти настроения были распространены в китайском обществе некоторое время еще до падения императорского дома, что привело к развитию и появлению новой национальной одежды ханьцев, которая объединила в себе маньчжурскую одежду чаншань и западную шляпу. Одним из результатов такого развития, совместившего в себе западную и восточную моду, стала одежда Чжуншань, которую после  падения Цин стали продвигать ханьские революционеры (которые первоначально никакими коммунистами не были, а боролись скорее за капитализм вместо имперского китайского феодализма), чтобы не допустить замены китайской (пусть даже манчьжурского происхождения) одежды на западную и массовых продаж этой самой западной одежды

В разработку новой одежды был лично вовлечен доктор Сунь Ятсен, в связи с чем эту одежды стали называть еще и суньятсеновкой.



Слева Сунь Ятсен в одежде Чжуншань / суньятсеновке
Справа Сунь Ятсен в одежде Чжуншань / суньятсеновке и Чан Кайши в 1924 году

Напомню, что "отец китайской нации" Сунь Ятсен (1866 - 1925) был китайским революционером, основателем в 1912 году партии Гоминьдан и активно сотрудничавшим с Коминтерном политиком.

Как "пламенный революционер", боровшийся с имперской властью, Сунь Ятсен довольно много времени провел за границей, в частности в Японии, которая в то время по сравнению с Китаем была технологически значительно более продвинута, поэтому могла во многом служить для Китая примером для подражания, в частности в одежде. И это была азиатская страна, а не западная, то есть подражание ее одежде было предпочтительнее подражания одежде европейской.

Таким образом Сунь Ятсен оказался лично вовлечен в разработку Чжуншань, предоставляя сведения, основанные на его опыте жизни в Японии. Основой для Чжуншань стала японская кадетская униформа.

Про японских кадетов нашла странные вещи в интернете. Может я, конечно, что-то не так поняла...

В истории и геральдике кадетами назывались потомки по мужской линии монарха или младших сыновей (курсантов) патриарха. В правящих династиях и знатных семьях большей части Европы и Азии основные активы семьи - царство, титулы, владения, имущество и доход - исторически передавались от отца его первенцу в так называемом первородстве; младшие сыновья - курсанты - унаследовали меньше богатства и полномочий, чтобы передать будущим поколениям потомков - кадетам

В Японии в те "далекие времена" коллективным названием четырех ветвей императорской семьи (или четырех кадетских ветвей) было Сэсю Синнокэ (世襲 親王 家). Эти четыре ветви до 1947 года имели право предоставлять преемника престола Хризантемы (трон японских императоров назывался хризантемовым), если главная линия не смогла произвести наследника. Главы этих королевских домов носили титул императорского принца (親王 shinnō), независимо от их генеалогического расстояния от правящего императора, так как термин Сэсю означал, что они имели право на преемственность. Большинство из них были военными и учились в японской императорской военной академии, основанной в 1868 году.



Слева: Принц Канъин-но-мия Харухито , в конце 1930-х годов возглавлял кадетскую линию канъин-но-мия, в настоящее время прекратившую существование.
В центре и справа принц Ясухико Асака  из кадетской ветви фусими-но-мия, состоял в разнообразном родстве с императором (они там все на родственницах женились) и возглавлял наследную линию.

Как мы видим на фото, их военная "кадетская" униформа сильно напоминает Чжуншань

Сохраняя традиционные китайские представления о балансе и симметрии Чжуншань приобрел четыре наружных кармана вместо трех скрытых карманов пиджака западного делового костюма, хотя один внутренний карман был и в Чжуншань. Со временем в стиль костюма были внесены незначительные изменения. Первоначально костюм имел семь пуговиц, затем их количество уменьшилось до пяти.

В то время Китайская республика владела только частью современной китайской территории, время называлось Эра милитаристов и было чем-то похоже на время периода Гражданской войны в России, когда кто-то мог вооруженным способом оттяпать себе какой-то кусок территории, сразу же начинал оттяпывать. Разделения на континентальный Китай и Тайвань еще не было, Тайвань вообще принадлежал Японии, к тому же Сунь Ятсен начал сотрудничать с Коминтерном и Советской Россией, поэтому помимо членов партии Гоминьдан одежду Чжуншань стали носить почти как униформу члены недавно созданной Коммунистической партии Китая.



Слева: Мао Цзэдун в одеждe Чжуншань в 1931 году
Справа: Чан Кайши и Мао Цзэдун в одеждe Чжуншань на мирных переговорах в Чунцине, 1945

После смерти в 1925 году Сунь Ятсена, который выступал за единый Китай (а земли в той ситуации надо было собирать и собирать) слухи, ходившие в народе, наделили одежду Чжуншань революционным и патриотическим смыслом.

Чжуншань стал ассоциироваться со следующими символическими вещами:
Четыре наружных кармана отражают четыре добродетели, упомянутые в китайском литературном памятнике Гуань-цзы: пристойность, справедливость, искренность и чувство стыда.
Пять главных пуговиц символизируют пять Юаней (ветвей власти) - законодательство, надзор, инспекция, административное управление и юрисдикция, перечисленные в конституции Китайской Республики,
Три пуговицы на каждой манжете символизируют три народных принципа, сформулированные Сунь Ятсеном: национализм, народовластие и народное благосостояние.
Один кусок материала для задней части пиджака без разрывного шва (отличие от костюмов западного стиля) символизирует воссоединение всей нации, единство и миролюбие Китая



Факультативно как на зеленой картинке: форма клапанов на верхних карманах представляет собой перевернутую гору, символизирующую уважение к культуре и содействие образованию.  Четыре пуговицы на карманах представляют четыре гражданских права: избрание и отставка правительства, а также принятие и пересмотр законов. Как видно на современных фото, форма кармана и карманного клапана в наше время может менятся и уже не так символична Кроме того, по-моему, и пуговицы на манжетах исчезли

В 1920-х и 1930-х годах ношение одежды Чжуншань требовалось от всех гражданских служащих Китайского национального правительства, во главе которого стоял Чан Кайши (напомню, что он потом разругался с коммунистами и перевез в 1949 году Китайскую Республику на Тайвань как противовес Китайской Народной Республике на континенте).

Слегка измененная версия этой одежды, приспособленная к боевым условиям, стала основой униформы Национально-революционной армии, воевавшей во Второй японо-китайской войне (1937-1945).



Чан Кайши в одеждe Чжуншань инспектирует Тайвань 1946 год

После создания в 1949 году Китайской Народной Республики, и особенно в течение долгой эпохи правления Мао Цзэдуна, кульминацией которой стала Великая пролетарская культурная революция 1966-1976 годов, одежду Чжуншань стало широко носить всё мужское население континентального Китая как символ пролетарского единства; при этом она получила название френч Мао.



Мао Цзэдун в одеждe Чжуншань / будущем френче Мао с представителями “хуацяо” (зарубежными китайцами) в 1949 году



Мао Цзэдун с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру

Члены Коммунистической партии Китая регулярно носили этот френч вплоть до 1990-х годов, он оставался стандартной формальной одеждой для первого и второго поколений руководителей КНР, таких как Дэн Сяопин (1904-1997).



Дэн Сяопин встречается с Джимми Картером 1979

В 1990-е развалился СССР и Восточный коммунистический блок, мир стал однополярным, и китайские элиты, выстраивая некие отношения "экономического симбиоза" с Западом и превращая страну в некую "фабрику мира", куда западные партнеры ввиду дешивизны переводили в глобальных масштабах производство, быстро все переоделись в западные деловые костюмы.

Этот западный деловой костюм стал своего рода униформой.

В 2013 году председателем Китайской Народной Республики был избран Си Цзиньпин, и в его администрации френч Мао был возвращён в качестве официальных дипломатической униформы и вечернего наряда.



Президент Си Цзиньпин на государственном банкете с королевой Елизаветой II в Букингемском дворце в октябре 2015 года.

Я хорошо помню, как тогда обсуждали символизм красного платья Кейт и какой-то специальной тиары, которую ей надели на голову специально на эту встречу, связывая всё это с планами Британии в Китае и чуть ли не переноса туда финансов и бизнеса. Но вот про символизм френча Си Цзиньпина никто не написал. Не заметили что ли? Или тогда еще не поняли? (уже случился Майдан, Крым и облом зубов у Запада, который показал себя в роли "Акела промахнулся")



Президент Китая Си Цзиньпин с женой Пэн Лиюань на государственном ужине в Вашингтоне с президентом США Бараком Обамой и его женой Мишель Обама



Президент Китая Си Цзиньпин с женой Пэн Лиюань в Амстердаме  с голландским королем Виллем-Александром, королевой Максимой и бывшей королевой Беатрикс

Сам Си Цзиньпин был не просто неоднократно замечен во френче Мао на высокопоставленных приемах, но иногда и китайских чиновников приводил туда во френче



Президент Китая Си Цзиньпин с женой Пэн Лиюань во время гала-ужина в Мадриде с королем Испании Фелипе и королевой Летицией



На приеме в Испании все китайские чиновники были во френчах Мао. На фото государственный советник Ян Цзечи пожимает руку королю Фелипе, за ним наблюдают Си Цзиньпин  и министр иностранных дел Ван Йи.

В 2016 году Центральный комитет Революционного комитета Гоминьдана Китая в связи со 150-летием со дня рождения Сунь Ятсена выступил с предложением объявить "френч Мао" официальным парадным одеянием. В ЦК заявили, что это не только вопрос в определении официального парадного одеяния в Китае, но "также национальный вопрос" (ака вопрос национального самоопределения).

Я не совсем поняла, объявили или нет, но эта одежда набирает все большую популярность. Высокопоставленные китайские портные, специализирующиеся на пошиве Чжуншань, начали получать заказы от иностранных дипломатов в Китае и даже из-за границы, на Мальте, например, решили в такое одеться.



Слева посол Саудовской Аравии в Китае Яхья А.С. Алзайд (Yahya A. S. Alzaid) в 2013 году  на примерке Чжуншань у портного Гао Лиминга (Gao Liming)
Справа Гао Лиминг и посол Шри-Ланки в Китае Берестху Гуруге Ранджит Уянгода (Beresthu Guruge Ranjith Uyangoda) в костюме Чжуншань в 2013 году

В одежде Чжуншань стали появляться знаменитости из мира спорта и искусства.

Иконы гонконговской поп-музыки Энди Лау Так-ва слева и Николас Цзе Тинг-фунг показались на публике во френчах Мао

Френч Мао носят на самые важные официальные церемонии в качестве символа китайского национального суверенитета.
Френч Мао также может служить дипломатической формой в КНР. Хотя послы КНР обычно носят западные деловые костюмы, многие из них предпочитают носить френч Мао, когда они вручают главам других государств их верительные грамоты. Однако такого до сих пор никогда не случалось в англосаксонском мире, который сейчас культурологически все еще правит на планете.

В той же Канаде китайский посол на вручение верительных грамот всегда надевал западный костюм с галстуком. И вдруг внезапно ... френч Мао



В Канаде после бурного обсуждения данного события пришли к выводу, что искушенный дипломат, держа нос по ветру, выражает настроения в самых верхних эшелонах власти Китая. А это с их точки зрения возвращение к маоизму.

Напомню, что в области международных отношений маоизм полагался на теорию трёх миров, принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях. Еще маоизм совмещал коммунистические идеи с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом (в КНР). А вообще в мире этот период больше всего запомнился Культурной революцией, отрядами "хунвэйбинов", чистками и террором.

Я не знаю, почему в Канаде за френчем Мао углядели именно такую угрозу - возвращение к маоизму, но будет интересно посмотреть, что там в Китае будет происходить на одежном фронте.

Закручивание цензурных гаек видно очень хорошо на примере того же интернета.

Недавние разборки с моделями, дизайнерами и модными домами, которые как-то посмели оскорбить Китай и китайцев, показали, что Китай способен их резко поставить на место, не выдать визы, отменить шоу, объявить бойкот товарам бренда и т.д. и т.п.

Не заискивает, не прощает, не пытается помириться, а сразу резко заявляет, кто тут главный и под чью дудку модели, дизайнеры и модные дома должны плясать, если хотят иметь  бизнес в Китае.

Интересные наступают времена...

Азия, Китай, дипломатический этикет, одежда, дипломатический протокол, геополитика

Previous post Next post
Up