Саамский народный костюм

Feb 05, 2019 23:55

6 февраля - Международный день саамов, так что повод про костюм написать



Саамы - малочисленный коренной народ Северной Европы, который живет в основном на Кольском полуострове. На территории Швеции, Финляндии и Норвегии - около 29 тысяч человек, в Мурманской области - чуть меньше 2 тысяч. Больше всего саамов живет в Ловозерском районе. В прошлом саамы были известны под именем лопари.

Еще в недавнем прошлом они вели полукочевой образ жизни, поэтому одежда саамов была приспособлена для постоянного пребывания на открытом воздухе.



Традиционный саамский костюм сочетает в себе красный, синий и желтый цвета. В ней в большом числе используются символы (их вышивали нитками или бисером), например, солнце, олени, вода. В одежде саамов используется сукно, кожа и мех, замша. Каждый костюм создается в зависимости от пола, возраста и даже семейного положения человека. Увидеть наряды во всем разнообразие обычно можно на праздниках, например, Летних или Зимних саамских играх.

Основная одежда саамов, как мужчин, так и женщин - печок - зимнее глухое одеяние из оленьих шкур мехом наружу длиной ниже колен с низким стоячим воротничком. Мужской вариант короче и почти лишен украшений, подпоясывается кожаным поясом тасма, к которому подвешивается нож в кожаных ножнах. Женский печок длиннее и наряднее, ворот стягивается длинным плетеным из шерсти шнурком с кистями и бусами на конце, грудь и спина украшаются треугольниками из цветного сукна, рукава завершаются обшлагами из красного сукна с нашитыми на них полосками сукна другого яркого цвета, треугольниками и бисерным шитьем.

Традиционная саамская зимняя и летняя одежда печок (слева), юпа, головные уборы, меховые руковицы, пимы

Другой вид одежды - юпа - длинная рубаха в форме трапеции с невысоким стоячим воротником и небольшим разрезом в виде планки с пуговицами. Воротник, планка, обшлаг и подол обшивали красным сукном, украшали цветными треугольниками, бисером. Зимой юпу  надевали под печок, а летом она служила верхней одеждой.

В теплое время года саамские женщины носили сарафаны из однотонной ткани, иногда пришивали на них ленты, поверх надевали кофту с длинными рукавами, на которой оборки, кружево, тесьма. Такой наряд мог быть с передником или без него, и эта одежда считалась праздничной.

В саамский футбол играют только женщины. Мяч принципиально отличается от привычного: он намного крупнее, его шьют из оленьих шкур и набивают оленьей шерстью или кусочками кожи. Форма одежды - длинный сарафан на лямках: когда надо быстро бежать по кочковатому полю, его задирают повыше, а когда отнять у противника мяч - накрывают тот подолом. Ворота сделаны в стиле северного минимализма - две воткнутые в землю жерди. Мяч в них должен не влететь, а элегантно закатиться - только тогда гол будет засчитан.

Очень интересны головные уборы.



Российский Этнографический музей: Женский праздничный головной убор. Шамшура. Кольские саамы. Кольский уезд Архангельской губернии. Конец XIX - начало XX века Экспедиция В.А. Плотникова 1907 года

Саамские женщины на Кольском полуострове носили головной убор шамшура, а девушки перевязку. Их надевали по праздникам. Шамшура изготавливалась из сукна красного цвета (или кумача) и хлопчатобумажных тканей (подкладка) в виде мягкой шапочки; в шов между очельем и затылочной частью вшивалась прямоугольная деталь - каркас из бересты или картона, обшитый сукном и украшенный бисером. К нижней части затылочной части пришивался позатылень, расшитый бисером и пуговицами. Головной убор украшался разноцветным бисером, пуговицами, тесьмой, позументной лентой, металлическими и перламутровыми пуговками. Декор располагался в строго определенных зонах: края деталей кроя, височная зона, центр затылочной части. Надевали шамшуру таким образом, чтобы не было видно волос. Иногда поверх этого головного убора носили мягкий чепец из ситца или штофа суарак.





Девичьи пepeвязки были двух типов. Первые имели цилиндрическую форму и жесткий каркас по основанию. Высота этих головных уборов доходила до 13 см. Шили их из красного сукна и ситца (подкладка) и украшали бисером, низками из бусин и лоскутков ткани треугольной формы. Второй тип головного убора представлял собой повязку, состоящую из жесткого очелья трапециевидной формы и мягкую затылочную часть. Вся поверхность очелья расшивалась разноцветным бисером и стеклярусом. Девичьи повязки надевали так, чтобы волосы надо лбом были видны. Аналогичный тип головного убора бытовал и у народа коми. Поверх шамшуры и перевязки носили ситцевые и шелковые фабричные платки, которые складывали косынкой и подвязывали под подбородком.



Повседневным головным убором саамских мужчин в летнее время был островерхий колпак, связанный из овечьей шерсти.

Hаиболее распространенными зимними головными уборами были глубокие шапки с небольшими наушниками. Покрышка у этих головных уборов шилась из сукна или ситца, подкладка - из шкуры. Очелье украшалось лоскутом из разноцветного сукна, пуговицами, бисером. Мужские и женские головные уборы различались по крою.





Наряду с этими головными уборами были распространены шапки, полностью сшитые из меха. Для изготовления мужских головных уборов этого типа использовался мех оленя, а для женских - мех выдры. Для детей шили шапки с длинными ушами из самого ценного меха - пыжика.

В XIX-XX веках из обуви у саамов были распространены:
нюреньки - летняя обувь с мягкой подошвой и заостренными, приподнятыми вверх носками; яры - зимняя обувь в виде длинных сапог из шкур молодых оленей шерстью наружу с заостренными приподнятыми кверху носками; кеньги - мягкая обувь в виде коротких башмаков, сшитых мехом наружу с заостренными и загнутыми кверху носками и коротким голенищем из кожи или замши; тоборки - промысловая обувь в виде высоких сапог из шкуры морского зверя; пимы - высокая мягкая обувь из оленьих шкур, сшитых мехом наружу, украшенная цветным кантом и орнаментом из сукна; бурки - детская и женская обувь в виде сапожек из оленьих шкур мехом наружу, с отделкой из сукна и бисера, туфли - домашняя обувь из меха, замши, шкуры нерпы в виде тапок с меховой опушкой по верхнему краю.



Обувь саамов: вверху - кeньги, слева - яры, справа - бурки.

Ну и что там у нас с праздником?


Международный день саамов был объявлен в 1992 году на 15-й конференции Союза саамов, объединяющего представителей этой национальности на территории Скандинавии и Кольского полуострова. День празднования определен по дате проведения первого саамского собрания в норвежском городе Тронхейме в 1917 году.


Для саамов России 6 февраля имеет дополнительный смысл. В 1866 году, в результате реформы императора России Александра II, была создана саамская (с начала XX века - Кольско-Лопарская) волость, которая вошла в состав Кольского (Александровского) уезда Архангельской губернии. C 1868 года в волости начал работу выборный орган народного представительства "Коладаг соббарь".

Собрание "Коладаг соббарь" из представителей саамской волости собиралось в Коле один раз в год - 25 января. После перехода России в 1918 году на григорианский календарь эта дата изменилась на 6 февраля.

Международный день саамов в России широко отмечается только в Мурманской области, где проживают более 1,5 тысячи представителей этой национальности.


В этом году в Мурманской области прошли  150 тематических мероприятий: творческая мастерская "Саамские узоры", круглый стол "Саамы", выставка национального саамского костюма,  сторителлинг "Сказки и мифы саами",  небольшой квест "Жизнь саамов",  "Саамские игры",  народное гуляние "Широкая моя Масленица",  этнографические уроки и открытые лекции,  встречи и литературные чтения, фольклорные и этночасы,  экскурсии, викторины и многое другое.

На мастер-классах учили плести пояса, вязать саамские варежки, сухому валянию, созданию саамской куклы Акки, делать саамские сувениры и саамские обереги.

Россия, этномода

Previous post Next post
Up