Два храма

Oct 27, 2019 12:20

Есть в Ростовской области относительно тихие уголки, которые хотя и находятся относительно недалеко от федеральных трасс, но манят к себе на склоне года тишиной, тяжелым осенним ароматом распаханных полей, багряно-желтой палитрой рассекающих бывшие посевы лесополос. Манят змеящимися к воде и заросшими густым кустарником балками, перепархивающими между развалинами заросших вишняков и заброшенных "роствертоловских" дач фазанами. Манят горьким и предвещающим грядущие зимние холода запахом горящих листьев с бледным синеватым дымом, растворяющимся в подернутом белесыми облаками небе. Манят шорохом еще не пожухшей окончательно, но уже прильнувшей к земле травы, манят горластыми криками высматривающего последних неосмотрительно высунувшихся на солнце ящериц воронья, в общем - манят тем сильным зовущим на природу чувством, которое - каждый для своих краёв - неоднократно описывали Пришвин и Паустовский, Абрамов и Астафьев, Раступин, Залыгин, Можаев,  Крупин, и куда как менее досточтимая плеяда писателей, краеведов, путешественников, да и просто ностальгически настроенных графоманов.

Именно к таким местам и относятся окрестности Петровской слободы, что лежит по направлению на северо-запад от Ростова-на-Дону, за дарованным крымским армянам Екатериной Чалтырем, ближе к российско-украинской границе.

Первый храм - назовем его для этого краткого повествования "Храм Веры" - располагается непосредственно в Петровке, и появился по проекту  архитектора Вальпреде - этот гражданин проектировал, к примеру, известнейший Новочеркасский войсковой собор. Не слишком удачно, правда, проектировал - просрал все полимеры при возведении купола в 1863 году часть храма развалилась на кирпичи. И в этом самом Новочеркасске провел часть периода срочной службы Ваш покорный слуга неоднократно приходилось бывать и мне ! Впрочем, вернемся к церковному комплексу и роднику возле него.

За центром Петровки, на небольших холмах, прилегающих к Тузловским склонам, возвышается восстановленный храм, проглядывающий маковками куполов из-за высоких деревьев -



Храм возведен возле источника, воду которого народная молва почитает целебной. Александр Чехов (брат известного писателя, да !) вспоминает о роднике так -

«До Кринички добрались к вечеру, когда заходило солнце. Это было обыкновенное село, в котором при церкви стоял колодец с очень холодной водой, почитавшейся целебной. Около колодца был выстроен барак, в котором этой водой обливались, черпая её вёдрами. При въезде в Криничку Антон, всё время не оставлявший Николая в покое своими шутками, наконец не выдержал и сбил с его головы цилиндр. Шляпа попала как раз под колесо, и её раздавило так, что с боков повылезали наружу пружины. Тем не менее безропотный Николай подобрал свой головной убор, снова надел его и так, с торчавшими из боков пружинами, и продолжал дальнейший путь, А в это время Александр кричал сколько хватало у него сил:

- Эй, дивчина! Поди скажи батюшке, что архиерейская певческая приехала!

Не успели приехать и остановиться у какого-то крестьянина, как Александр и Антон уже достали откуда-то бредень и пошли на реку ловить рыбу. Поймали пять щучек и с полсотни раков. На следующий день мать сварила нам превосходный раковый суп.

Мы провели в Криничке двое суток и затем отправились к дедушке в Княжую, вёрст за двадцать в сторону от Кринички».
Не знаю насчет настоящей целебности воды - на вкус она напоминает доломитовые источники Кавказских Минеральных вод, и сильно отличается от обычной воды и вкусом, и оттенком, несомненно, какие-то микроэлементы в ней есть. Источник пользуется доброй славой у паломников - раковых больных, которые приезжают сюда лечиться и зачастую остаются при монастыре. Надо заметить - уж насколько я не любитель культовых сооружений - что территорию возле храма или послушники, или церковная администрация весьма серьезно облагородили. Сюда хочется приехать просто так - посидеть в беседке и почитать "Капитал" Карла Маркса" книжку, окунуться в купель с холодной водой, скушать пирожок с лебедой (не шутка - такие пекут и продают местные жители, есть даже "пирожки с шашлыком", которые мы, правда, попробовать пока не рискнули), послушать распеваемые посетителями религиозные гимны да попить ароматного чаю в трапезной.




Однако что же случилось с церковью при проклятых коммуняках, - вопросит с притворным удивлением и злорадством либерально настроенный читатель ? Как и положено, "при коммуняках" церковь была разрушена до основания до состояния промышленной кузни для местного сельхозпредприятия, и произошло это, естественно, при кровавом усатом палаче Никите Сергеевиче Хрущеве годах эдак в шестидесятых ...



Сейчас при церкви разбит парк, да какой - терассные аллеи, бассейн для омовения, деревья хвойных пород, фонтан, цветы, выложенные деревянными спилами дорожки, птички поют  - лепота !



А вот еще дальше, за Петровкой, по направлению к границе с Украиной вьется по берегу поросшей камышом мелководной речки Тузловки трасса, рано или поздно приводящая водителя к станице Большекрепинской, относительно крупному населенному пункту окрест местных земель - из близлежащих хуторов местные жители водят сюда детей ы школу, приезжают в администрацию решать хозяйственные вопросы, посещают несколько уцелевших от невидимой руки рынка магазинов, зачастую записывая обязательства об оплате в толстые "долговые книги", ютящиеся под прилавком местных продавщиц, да шастают в местном парке вездесущие любопытные подростки, громко обсуждающие достижения и разочарования первой любви.

Слободе Большекрепинской почти 250 лет, основал её известный казачий атаман Матвей Иванович Платов, но заселялась она не казаками, а крестьянами землепашцами - из-под Чернигова, Киева, Полтавы, чьи потомки живут тут и по сей день. Тот же брат Антона Чехова - Александр - оставивший о здешних местах несколько коротких строк -

«… паломники испытывают какое-то особенное благоговейное и торжественное чувство. Нечто подобное испытывали и мы с Антошей, приближаясь к Крепкой. Нам обоим вспоминались восторженные рассказы отца об этой слободе и ее необычных красотах. По его рассказам, в Крепкой был земной рай»...

Отсюда же в "благословенные девяностые" отправился на первую чеченскую войну сержант Алексеев, оплативший в числе десятков тысяч сограждан своей двадцатидвухлетней жизнью торговые интересны российских олигархов.

Хотя некотоые источники и утверждает, что в Большекрепинской проживает в настоящее время порядка 2 200 человек, росстатовские данные на 2010 год фиксируют количество жителей в 1995 станичников. Интересующимся историей слободы крайне рекомендую вот этот реферат.

Собственно, и здесь-то можно наблюдать своего рода храм, ныне практически заброшенный - не храм веры, а храм образования и общественной жизни. Мощный, обрамленный колоннадой советский Дворец Культуры  -



Не Привольненский, конечно, но очень внушительный. На первом этаже - актовый зал, на втором - библиотека.

Большевики и здесь разрушили церковь, сложив из храма веры стены храма знаний, через которые многие лета прошли несколько поколений детей окрестных районов.

Перед Дворцом Культуры, как положено, памятник -



Кто-то скажет - идол, кто-то - бог, кто-то - иллюзия, но я бы сказал - проводник. В светлое, без кавычек, будущее, которое, возможно, никогда и не случится.

Насадили советские директора колхозов и небольшой парк-рощу, поставили посередине памятную стелу.



Бои в этих краях во время Великой Отечественной были страшные - прелести немецкой оккупации, Миус-фронт, все такое - вот и тянутся со свех четырех сторон стелы фамилии, фамилии, фамилии ...







Фамилии русские, украинские, армянские, грузинские - все вместе.

Ростовская область, путешествия, Петровка

Previous post Next post
Up