Загадочный "Ягуар" и неожиданные оценки пилотов RAF 1940 года

Oct 09, 2020 11:49



Messerschmitt Bf 110
Первый полет 12 мая 1936 года. Производство 1937 - февраль 1945. Всего выпущено 6 170 шт.

Листая страницы советских журналов и газет предвоенного периода регулярно натыкаешься на весьма неожиданные факты, ныне практически забытые и без дополнительного изучения исторического контекста непонятны, и оценки, существенно отличающиеся от принятых сегодня. Читаем небольшую, но весьма интересную и информативную статью в газете "Известия", №234 (7306) от 8 октября 1940 года - пересказ аналитического материала о перспективах развития боевой авиации Гитлеровской Германии, опубликованного в лондонской газете "Обсервер". Пересказ, складывается ощущение, склепан на коленке, второпях, но в нем есть несколько реально интересных моментов.



"Известия", №234 (7306), 8 октября 1940 года

Первое, что меня удивило - оценка британскими летчиками немецкого двухмоторного истребителя Bf.110 как лучших типов германских боевых самолетов. И это при том, что и в советской (российской), и в британской исторической литературах Bf.110 описываются едва ли не как совершенно бесполезные в условиях "Битвы за Британию" и "Блица" истребители.

Мнение же британских летчиков можно объяснить, например, тем, что дальность Bf.110 (1300 км) была на 500 км больше, чем у Bf.109 и эффективность последнего в качестве истребителя сопровождения была крайне низкой - фактически, полностью прикрывать формации немецких бомбардировщиков он мог только при налетах на Лондон и окрестности,тогда как его двухмоторный собрат спокойно достигал любого из крупных городов Англии, да и Шотландии тоже. Поэтому, те британские летчики, эскадрильи которых были задействованы при защите, например Ньюкасла или Ливерпуля просто не сталкивались с одномоторными немецкими истребителями и воевать им приходилось именно с Bf.110.

Дальше, несмотря на то, что Bf.110 уступали английским истребителям (в первую очередь Supernarine Spitfire и Howker Harrikane) по разгонной динамике, маневренности и горизонтальной, и вертикальной, эти самолеты обладали, вероятно, самым мощным бортовым вооружением среди всех самолетов, использовавшихся на Западном Фронте, а их пилоты, зная особенности своих машин, сумели разработать более или менее эффективную тактику их применения, стараясь атаковать британские самолеты, используя превосходство в высоте.

В итоге, приходим к тому, что оценка Bf.110 непосредственно во времена воздушных боев 1940-41 года может быть существенно отличаться от сделанной "с расстояния" в несколько десятилетий. Кроме того, есть еще факторы контекста - в 1939 в Польше и в 1940 во Франции он был "бомбой" в роли "воздушного эсминца", в 1940-41 в Великобритании его использование в качестве истребителя сопровождения уже вызывало вопросы, а в последующие годы как дневной истребитель он уже всерьез не воспринимался и это восприятие не могло не сказаться на оценке его использования и в более ранние периоды времени.

Однако, в статье "Известий" очень интересным моментом является упоминание немецкого бомбардировщика "Ягуар". Полагаю, очень маленький процент тех, кто особо глубоко не погружался в историю Люфтваффе и знать не знает что это был за самолет.









Messerschmitt Bf 162 "Jaguar"
Первый полет - февраль 1937 года, выпуск - 3 прототипа

В 1935 году RLM (Министерство авиации Третьего Райха) опубликовало спецификацию на тактический скоростной бомбардировщик. В конкурсе участвовали компании Junkers с бомбардировщиком Ju 88, Henshel (He 127) и Messerschmitt (Bf 162). Все три самолета поднялись в воздух в 1937 году. Самолеты "Хеншеля" и "Мессершмитта" развивали скорость 560 км/ч, брали на борт до полутора тонн бомб и имели дальность полета в районе 800 километров. А вот "Юнкерс", имея чуть меньшую внутреннюю боевую нагрузку (1,4 тонны) имел дальность полета с ней в 1800 километров, а если бомбы размещались на внешней подвеске, то "грузоподъемность" самолета достигала 3 тонн. Минус скорость всего 470 км/ч, что правда, для 1937-38 годов было более чем достаточно.



Henshel Hs 127
Первый полет - декабрь 1937 года, выпуск - 2 прототипа.

В итоге, на вооружение приняли "Юнкерс", а "Мессершмиттам", получившим собственное имя "Ягуар" (было выпущено три прототипа Bf 162) было устроены турне по городам Германии, о нем писала пресса, создавая впечатление о том, что "ягуары" - это массовый немецкий бомбардировщик, вовсю поставляемый в части "Люфтваффе". Целью дезинформации было запугивание соседних стран с помощью предоставления ТТХ боевых самолетов, значительно превосходивших характеристики самолетов, находившихся на вооружении, в первую очередь, ВВС Великобритании и Франии. Понятно, что бомбардировщиков со скоростью 570 км/ч не было на вооружении не одной страны мира даже в стадии разработки ! Чуть позже трюки были повторены с другими самолетами, так и не пошедшими в серию. Наиболее известны из них Heinkel He 100 и Me 209. При этом ТТХ того же Ju 88 особо не афишировались.

В итоге, летчики-истребители RAF, с прожужжеными рассказами об ужасных "ягуарах" ушами сталкиваясь с "юнкерсами" (внешне мало отличашимися и от Bf 162, и от He 127) принимали их за последних и писали соответствующие отчеты.

Кстати, Bf 110С с конца 1939 года имели довольно мощное бомбардировочное вооуржение, беря на борт на внешней подвеске до двух полутонных бомб. Я встречал данны и про возможность поднимать в воздух 2 бомбы массой по тонне.

Источник

история, 1940s, авиация, пресса

Previous post Next post
Up