Про Агату Кристи и детективы

Sep 15, 2021 10:31



"Загадочное преступление в Стайлс"
Первая книга Агаты Кристи, изданная в октябре 1920 года в США и в январе 1921 года в Великобритании. В ней впервые появляется Эркюль Пуаро. Из краткой рецензии в The Times: «Единственным недостатком романа можно назвать то, что он несколько чересчур замысловатый». Далее в рецензии описывался сюжет, а в заключении сказано, что «Говорят, что это первый роман автора, написанный ею на спор, что она сможет придумать детективную историю, в которой читатель до конца не сможет угадать преступника. Каждый читатель должен признать, что пари выиграно».

15 сентября 1890 года в небольшом портовом городе Торки, расположенном на южном побережье английского графства Девон, родилась Агата Кристи, ставшая впоследствии, вероятно, самым известным автором детективных произведений в мире. Но, по-моему, её известность стала, своего рода, плодом склонности людей к некоей уникализации явлений. Агата Кристи, как самый раскрученный детективный бренд сродни таким терминам, как "хувер" (пылесос в англо-саксонском мире) или "ксерокс" (копировальный аппарат в не совсем). На самом деле, уровень ее литературного творчества вообще и детективных романов, и повестей, в частности, был весьма высок только для начала ее карьеры, то есть для 1920-30х годов. Но уже к концу 30-х у нее появилось множество, едва ли не более талантливых конкурентов. В США это был, в первую очередь, Рекс Стаут, во Франции, однозначно, Жорж Сименон, написавший свой первый детективный рассказ в 1929 году, в самой Великобритании американский экспат, "Кристи в брюках" Джон Диксон Карр поднял детективный жанр (особенно в форме герметического детектива) на небывалую высоту, кроме того, создав жанр исторического детектива, умерший вместе с ним, но затем возрожденный однофамильцем Карра - сыном основателя (наряду с Керуаком) движения битников Люсьена Карра - Калебом ("Алиенист", "Ангел Тьмы" и пр.). На их фоне плоские, оторванные от жизни, элитарные рассказы Кристи (и Честертона, куда ж без него), действие которых происходило как правило в сельских поместьях и маленьких городках, смотрелись, мягко говоря плоско, постно и уныло. Именно Кристи создала жанр "она написала убийство" (с), теоретически, она следовала заветам Артура Конан Дойля, вложившего в уста своего главного героя - Шерлока Холмса, слова о том, что самые страшные преступления происходят в милых деревенских домиках, ну или как-то так. И вот ее вторая по значимости героиня - Мисс Марпл, живущая в деревне, с завидной регулярности расследует многочисленные убийства, происходящие в, казалось бы, тихой глуши.




"Убийство в Восточном Экспрессе"
Возможно, лучший кинофильм 2017 года. Кеннет Бран аннигилировал Дэвида Суше, на протяжении четверти века пытавшегося стать киносимволом Эркюля Пуаро. В 2020 ждем сиквел - "Смерть на Ниле".

Смотрите - за 13 лет - с 1927 (первый рассказ о Мисс Марпл) по 1940 (ХРОНОЛОГИЧЕСКИ последний роман - "Забытое убийство) эта любительница вязания расследовала .. так, 12 романов, 36 рассказов - 48 дел, в основном, связанных с убийствами. Жила бы она в городе, то одно преступление в квартал - фигня какая то, но в деревне. Ребята - это же какая-то смесь современной мексикано-гондурасской границы и наших 90-х получается! В селе, где доживали свой век моя бабушка и моя тетя, на моей памяти было совершено только одну убийство и то шум несколько лет стоял (дети не сумели уговорить свою мать продать дом и переехать в город, тупо заперли ее в подвале, скосплеив похожу сцену из "Поднятой Целины"). А тут 48 за 13 лет!

У Агаты Кристи довольно быстро появились "достойные подражатели". Я бы резко вспомнил шведку Дагмар Ланг, написавшую с 1949 по 1990 год 48 детективных романов про группу расследователей в составе сержанта полиции, его жены и знакомой лингвистки. Везде трупы и далеко не по одному, а действие происходит в крохотном городе недалече от Стокгольма.

ИМХО, феномен современной популярности Кристи зиждется на высоком качестве экранизаций ее произведений, одна последняя экранизация "Убийства в Восточном Экспрессе" с Кеннетом Бранной в роли Эркюля Пуаро и такими суперзвездами в ролях второго плана, как Джонни Депп, Пенелопа Круз, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Мишель Пфайффер. В общем, к творчеству Кристи вполне применим известная инструкция по написанию удачных киносценариев - "Когда у сценариста заканчиваются идеи, ему остается только открыть первую попавшуюся книгу Филиппа К. Дика". И у меня есть очень сильное подозрение, что большинство тех, кто восхищается творчеством Кристи, никогда ни одной ее книги не прочитали, а всё их отношение к предмету основано на телесериалах и кинофильмах.

image Click to view


Шведский сериал "Преступления Страсти Марии Ланг", вышедший в 2013 году, вызвал у меня острый интерес к шведской телепродукции ("Мост" не в счет, это отдельная история), который только усилился после Anno 1790, но затем довольно быстро угас.

Узнал я о существовании Кристи в 1979, случайно увидев карикатуру про нее в журнале "Ровесник" (один из двух-трех советских журналов, жутко дефицитных, в которых рассказывались реалии жизни на Западе). В 1990 теща (бывшая, долгих лет ей жизни, все-таки 85 - это не возраст) выиграла на работе подписку на полное собрание сочинений англичанки, изданное организацией Юлиана Семенова, который незадолго до смерти решил создать своего рода профсоюз писателей-детективщиков, к коим он причислял и себя (неясно с какого перепуга). Видимо, пытался чисто по-советски ответить на сам факт существования Британского Детективного общества. Так вот, детективы я люблю, поэтому все 10 или 20, не помню, томов были проглочены сразу, вызвав чувство изжоги как после неумеренного употребления напитков на основе порошков "Юпи". Было твердое ощущение какого-то суррогата. Ну вроде, да, детективы, но... Как сказано выше - плоские и пустые. Что странно - я ведь других то кроме как от Конан Дойля и Сименона до того не читал, как я мог понять, что это фигня, по большому счету? В то время начали вовсю печатать Джеймса Хэддли Чейза, но он мне нравился еще меньше. Да и вообще - до самого-самого последнего времени американские детективы мне совершенно не нравились. Конноли Велик!


И вот наступает 8 марта 1993 года, надо купить маме "дюдик" (она очень любила детективы) и мы с женой идем на местный книжный рынок, располагавшийся (объясняю для пензяков) в сквере Белинского (это потом книжники переедут к Фонтану откуда их прогонит Пашков и уж, окончательно, застрянут в сквере Железнодорожного техникума, а начинали они, кстати, у букинистического магазина на Володарской, там где сейчас офис Home Credit). Натыкаюсь на батиного подчинённого, много лет подрабатывавшего книготорговцем. Объясняю ему, что нам нужно - детектив, но не американский и не Кристи (она, естественно перечитала собрание сочинений, упомянутое выше) и Сименона (тёща и его собрание сочинений выиграла) - вот кстати, тема. У француза невероятно атмосферные книги, но ни одной нормальной экранизации. Парадокс! Дядя Володя задумывается и тут у меня в мозгу всплывает фамилия популярного автора не детективных, а шпионских романов - Карре (на самом деле - Ле Карре), но я проглатываю последнюю букву, и знакомый протягивает недавно вышедший в Москве сборник ранних романов англо-американца. Я открываю и ..................................................., в общем, расплатилась за книгу жена, она же меня как незрячего довела до остановки общественного транспорта, а потом и до дома.

Это был "Дьявол в бархате". Далеко не самый сильный исторический детектив англо-американского "детективщика" (с) Джона Диксона Карра. Но даже не самый сильный его роман потряс меня до глубины души. Я понял, что, говоря словами героя Дмитрия Харатьяна в классическом постперестроечном кинофильме "На Дерибасовской хорошая погода, а на Брайтон-Бич опять идут дожди", в съемках которого принял активное участие будущий президент США Джон Трамп - что все что я читал раньше "полное фуфло" (с).

В тот снежный мартовский день Агата Кристи перестала существовать для меня как автор детективных романов и осталась лишь как исторический персонаж, по историям, связанным с которым иногда снимают хорошие фильмы. И только спустя много лет, поглубже разобравшись в вопросе, я понял, что без Кристи, возродившей интерес к детективному жанру в Великобритании 1920-х, не было бы ни Карра, ни Пристли, ни многочисленных британских детективных писателей  более позднего времени, а Джоан Роулинг продолжала бы писать романы о Гарри Поттере. И вот именно в этом, а не в каком-то запредельном качестве детективных произведений (тут, вот реально, Карр вне конкуренции) ее значение. Да, после и одновременно с ней было дофига отличных писателей, но в ширнармассах они воспринимались не более чем наследники Кристи. А жаль...

Кстати, Карр, по его словам, воспитывался не на книгах Кристи, что было бы весьма сложно, так как он родился в 1906, а на Конан Дойле и Честертоне, и именно перу Карра принадлежит официальная биография автора произведений о Шерлоке Холмсе. Карр пережил Кристи на 1 год и умер в 71 год рака легких. Покурить он любил. В отличии от произведений Агаты Кристи, его романы и повести практически не экранизируются, В настоящее время, но в 1950-х вышло четыре малобюджетных фильм, а в конце 60-х минителесериал.

.................................................
Хотите слушать все радиостанции радио онлайн на своем компьютера, ноутбуке, планшете и, даже, смартфоне ? Нет проблем. Переходим по сслыке выше и скачиваем приложение Radiocent - лучший интегратор множества радиостанций планеты, список которых можно фильтровать по стране, тематике, а музыкальные - еще по стилю. Поверьте, у меня это приложение стоит и я им крайне доволен.

история, день в истории, жизнь, литература

Previous post Next post
Up