Из академической среды в клубную культуру

Jun 11, 2013 09:01




11.06.2013, вторник | В это сложно поверить, но корни современной электронной, да и вообще популярной музыки, следует искать в академической среде. В 60-е годы представители американского академического минимализма в лице Стивена Райха и Филлипа Гласса, много и смело экспериментировали со звуком. Эти эксперименты привели к формированию так называемого репетативного минимализма, основным принципом которого стало «накопление через повторение», так отчётливо проявившееся в композициях Стивена Райха:





Минималисты убирали всё, что казалось им лишним, зацикливали музыку с помощью кассет, накладывали мелодические темы на ритмические схемы - в общем, делали всё, что делают современные диджеи. Такой подход к музыке как к чему-то, что можно собрать из фрагментов, а затем разобрать и переконструировать, как Lego, лёг впоследствии в основу принципа Do It Yourself, а основными фрагментами электронного музыкального паззла стали лупы (от англ. Loop - цикл, петля) - повторяющиеся фрагменты.



Но самые революционные и интересные с точки зрения глубины звука работы Райха, на мой взгляд, это композиции для струнных. В них наиболее отчётливо становится понятна цель американского репетативного минимализма - максимум эмоционального воздействия через минимум звуковых событий. Лучшее исполнение этих работ, пожалуй, принадлежит Американскому Ансамблю Современной музыки (American Contemporary Music Ensemble - aka ACME), в который входят, бесспорно, самые талантливые и яркие музыканты Нью-Йоркской сцены современной академической музыки.



Композиция «Different Trains» была написана на основе воспоминаний Райха о Второй Мировой Войне. Импульсом к созданию этого трека стали его многочисленные переезды из Нью-Йорка в Лос Анжелес и обратно, которые он совершал регулярно, чтобы увидеться со своими родителями. Окажись он в Европе, а не в Америке в это время, вполне возможно, что он попал бы совсем в другой поезд:

«Идея пришла из моего детства. [Из-за развода моих родителей], в 1939-1942 годах я часто переезжал на поезде из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и обратно […]. В то время поездки казались мне захватывающими и романтичными. А теперь, оглядываясь назад, я думаю, что, если бы я был в Европе в те годы, то как еврей я бы поехал на совсем другом поезде. Понимая это, я хотел создать произведение, которое бы точно отразило ситуацию в целом». (с)



В основе композиции Рaйха лежат архивные записи воспоминаний его гувернантки, которая сопровождала его в поездах, проводника пульмановского спального вагона и воспоминания ещё троих людей, переживших Холокост. С помощью цифровой обработки он нарезал полученные интервью и сгруппировал их в повествование из трёх частей: "Америка перед войной", "Европа во время войны" и "После войны". Вот как сам композитор описывает свой замысел: "отразить действительность одновременно документально и музыкально, и создать новое музыкальное направление". Премьера состоялась в 1988 в исполнении Кронос-Квартета, которое уникально тем, что музыканты воспроизводили мелодический и ритмический рисунок речи, используя метод "речевой мелодии", который придумала Бела Барток - один из любимых композиторов Райха. Текст перерабатывается в музыкальную ткань, формируя, таким образом, основу музыки.

«Разные поезда» - это не только прекрасный пример американского репетативного минимализма, но и, пожалуй, самый адекватный музыкальный отклик на Холокост. В его основе - реальные свидетельства - архивные записи, которые позволяют избежать исторических манипуляций и искажений. Главная изюминка композиции - её финал, в котором звучит самый продолжительный речевой отрывок, рассказывающий о девочке с красивым голосом. Это повествование заканчивается аплодисментами зрителей, которые аплодируют Райху, исполнителям, памяти убитой девочки-певицы. Это кульминация и одновременно очень сильное, но сдержанное завершение музыкальной структуры композиции.

В 70-80-е годы электронная музыка стала настоящим бумом, минималистичной альтернативой «перепродюсированной», то есть перегруженной звуками и тембрами поп- и рок-музыке. Техно и хаус культуры рождали всё новые и новые направления и стили, которые составляли самый передовой слой музыки: minimal-techno, индастриал, эмбиент, нью-эйдж, хардкор, эсид-хауз и другие. Рок музыка тоже не избежала влияния минимализма и в 70х появилась альтернатива вычурно-пестрому мэйнстримовому року - панк-рок и no-wave.



Со временем, принципы, декламированные однажды американскими минималистами, и превратившиеся впоследствии в неписанные правила, по которым жила вся прогрессивная электроника, стали проникать в мэйнстрим, и коммерциализироваться. Сегодня они являются неотъемлемыми атрибутами хип-хоп и поп-музыки. К примеру, последний альбом хип-хоп дивы Ники Минаж - единственной исполнительницы в истории, чьи семь песен находились в чарте BILLBOARD HOT 100 одновременно - создан по всем законам техно-диско. Тут можно встретить и совершенно немузыкальные звуковые эффекты, и молотящие перкуссии в сингле «Starships» и многократно повторяющиеся фразы в сингле “Roman in Moscow”.

Сегодня уже никого не удивляет тот факт, что самые прогрессивные диджеи продюсируют синглы поп-исполнителей: Diplo работает с Бейонсе, Calvin Harris с Рианной, а самый известный хаус-диджей Дэвид Гетта со Snoop Dog, Black Eyed Piece, Usher, Akon и Flo Rida. Именно это позволяет нынешним поп-гигантам звучать актуально и более менее адаптироваться в быстро сменяющих друг друга музыкальных трендах.

Ну а те, кто может обойтись без помощи диджеев, просто следуют традициям и канонам жанра. Например, легендарные Muse, которые знамениты главным образом шквальными потоками звука, которые как стена обрушиваются на слушателя, иногда тоже вполне сдержанны и минималистичны, особенно в последнем альбоме:



О том, как из разработанного американским академическим минимализмом нового языка музыки произошли современные поп, рок и электронные жанры, почему «все оскуднело» и в чём секрет «элитной сдержанности» минимализма можно подробнее почитать в замечательной статье «Цифровая Дисциплина» известного журналиста, музыкального теоретика и диджея Филиппа Шербурна, опубликованной в журнале The Wire в 2001 году.

приглашённый гость

Статья подготовлена арт-критиком
Ульяной Маленькой
, основателем аудиобрендингового агентства SoundID, специально для
Субботнего джема

minimalizm, u, steven reich

Previous post Next post
Up