Треккинг к Эвересту. День 9: Драгнак - перевал Чо Ла - Дзонгла

Jun 14, 2017 16:25

Путешествие приближалось к своему апогею: на девятый день трека нам потребовалось собрать всю волю в кулак, вполне вероятно, кому-то преодолеть себя, но забраться на практически вертикальную стену перевала Чо Ла, 5420 м, одну из самых высоких точек маршрута альтернативного трека к базовому лагерю Эвереста.

Маршрут одного из самых тяжёлых дней похода следующий: выходим из Драгнака с высоты в 4770 м и около четырёх часов ползём наверх до перевала Чо Ла, 5420 м (на некоторых картах - 5367 м), после сбрасываем с таким трудом набранную высоту и спускаемся в небольшую деревеньку Дзонгла на 4830 м, наше последнее место ночёвки перед тем, как тропа сольётся с классическим маршрутом трека к базовому лагерю Эвереста, до которого оттуда уже рукой подать. Общее время в пути составит порядка 8 часов.

Надев максимально тёплый комплект одежды, в полседьмого утра после холодной и бессонной ночи мы вышли из лоджа, вдыхая морозный гималайский воздух и провожая взглядом уходящих наверх по снегу наших портеров. Накануне вечером выяснилось, что Раджу не удалось полноценно заменить схвативших приступ горняшки в Намче Базаре и Доле портеров, вроде бы смог найти только одного. Так что некоторые портеры несли не по два баула, а по три. Каким образом делили груз: тянули спичку или выбрали самого молодого - осталось загадкой.

За спиной за видневшейся серой полосой ледника Нгозумба остались освещённые первыми яркими лучами взошедшего солнца Пхари Лапча, 6017 м, и соседние с величественной вершиной пятитысячники, нависающие над нижними озёрами Гокио. С первых же метров тропа забирала резко вверх, расслабиться и позволить телу мягко набрать обороты не получилось. Пришлось с первых метров впрягаться, стискивать зубы и идти вверх. Сказывался недосып и общая слабость, в причинах которой стоило разве что винить простуду в Гокио, однако невозможно конкретно выявить, почему организм в эту поездку повёл себя подобным образом. Что ж, намечался непростой денёк. Опция только одна - подняться на Чо Ла. На морально-волевых потихоньку дойдём, не первый раз.

Между камней сновали упитанные куропатки или фазаны, перекрикиваясь с сородичами. В принципе, единственный представитель местной фауны, что нам удалось встретить помимо яков и дзо. В районе Намче Базара видели плакаты, что в окрестностях в лесах водятся красные панды, но этих юрких зверьков надо специально выслеживать. В национальном парке Сагамартха обитает более 100 видов птиц и редких животных.

Как только мы вышли из тени гор, стало заметно теплее. Солнце согревало и, отражаясь от свежего снега, укрывшего за вчерашний день и ночь мягким покрывалом каменистую местность, что стоило бы назвать безжизненной, если бы не увиденные куропатки, стремилось разогреть докрасна и высушить кожу на лицах путников. Рекомендую, отправляясь в высокогорье, не экономить на солнцезащитных очках. Щеголять в купленных на AliExpress модных оправах Вы будете у себя дома, в горах, дабы не заработать ожог сетчатки, стоит озаботиться покупкой очков со линзами Spectron 4; лучше, если у очков будут съёмные шторки, максимально закрывающие Ваши глаза от отражённых лучей. Конечно, я не раз видел людей, что проходили треки в копеечных очках, то делая себе козырёк из отворота шапки, то укутываясь по максимуму баффом на арабский манер. Зрение - всё же не то, с чем стоит шутить и чем стоит рисковать.

В нескольких сотнях метрах впереди возник обманчивый промежуточный перевал, который по незнанию можно принять за тот самый Чо Ла. За снежным гребнем видны лишь отдалённые пики шеститысячников, может показаться, что тропа после пойдёт вниз и непонятно, почему так пугали перевалом, всего-то полтора часа от Драгнака подниматься.

Тарас заранее предупредил нас о данной иллюзии. Каждый вечер за ужином он вкратце рассказывал о событиях грядущего дня. Но сами понимаете, количество километров, что предстояло пройти, крутой или не очень подъём и спуск - всё это стоит испытать на своей шкуре, пока не пройдёшь, они так и останутся пусть и не пустой информацией, а лишь кратким руководством к действию.

Шлось тяжело, признаюсь честно, шли мы последними. Вообще, в горах лучше ходить в своём ритме: можешь бежать - беги, не можешь или не хочешь угнаться за торопыгами - иди медленнее. Кому-то важно идти обязательно первым или в числе первых, другим главное - не быть последними. На "Кольце Аннапурны" мы договаривались встретиться в конечном пункте назначения, а в течение дня то нагоняли друг друга, то отставали. В этом походе подобная схема не работала. Надо сказать, особо сильно мы и не растягивались, несколько сотен метров дистанции между первым и последним участников группы - ничто, тем более Раджу замыкал строй, такова его работа.

* фото нашего гида Тараса Позднего

После промежуточного перевала тропа действительно шла вниз, а наш путь лежал к открывшейся горной гряде, где среди гор сыпухи и крупных камней где-то находился перевал Чо Ла. Живописным его никак не назовёшь. Стрелки внутренних часов забежали вперёд, когда мы спустимся в долину и подойдём к уходящей вверх стене перевала, а в голове уже зависла мысль: "Вот туда нам ползти?"

C другой стороны, с перевала должны открываться панорамные виды и на те пики, что мы ранее не имели возможности видеть с тропы трека. К северо-востоку от нас - Лобуче, Пумори. А вдруг и Эверест покажется?

На подходах к стене перевала Алёна отдала мне одну из своих треккинговых палок. Тропа на большей части подъёма отсутствовала. Мы поднимали голову вверх, видели где-то вдали мнимый перевал и предшествовавший ему хаос из больших и скользких от таящего снега камней. Пару человек, что никогда не были в горах ранее, после восхождения признались, что верили, что они вообще способны заползти на такую крутую стену. Почитав многочисленные отзывы о треке в сети, я выяснил, что довольно многим треккерам на первых взгляд стена Чо Ла казалась непреодолимой. Хорошо, что с нами остался Раджу - он помогал выискивать лучший путь, когда становилось непонятно, куда дальше идти, а иногда протягивал руку помощи на чересчур сложных участках. Если Вы идёте небольшой группой без местного гида, в Драгнаке можно нанять проводника, поскольку в плохую погоду и при обледеневшем склоне перевала стоит опасаться неприятностей.

Впрочем, местами встречались протоптанные участки, где получалось соблюдать хоть какой-то темп. В такие непростые моменты на треке лучше всего намечать себе впереди камень в десятке-другом метрах и доходить до него, останавливаться на минутку, переводить дыхание, намечать следующий камень впереди. Так, шаг за шагом можно неспеша подняться на любой перевал.

За несколько десятков метров до цели к нам спустился Тарас сделать несколько снимков, позволивших впоследствии оценить, какую высоту мы набрали. Метров 300-400 тягун на перевал занимает точно.

* фото нашего гида Тараса Позднего

Высота Чо Ла на разных картах варьируется от 5330 до 5420 м, наверху натянуты буддийские молитвенные флажки. По традиции необходимо проходить под растяжкой флажков, ни в коем случае не переступая через неё. На флажках написаны мантры, считается, что ветер уносит молитвы прямо в небо.

Группа встречает нас приветственными аплодисментами - стандартная практика в походах, чтобы подбодрить уставших от долгого восхождения путников, возьмите себе на вооружение. Долго мы находиться на перевале не станем, самое время осмотреться.

За спиной - ничего нового, а впереди прорезает небо острый пик Лобуче Восточной, 6119 м. На гору совершаются восхождения, причём вершина считается одной из самых сложных треккинговых вершин в регионе для коммерческих групп. Для тренировки к покорению более высоких гор и перемещения из разряда треккеров в касту альпинистов - самое то!

Буквально успел сделать несколько кадров и посидеть минут пять на камне, как последовала команда на спуск. Да и зачем засиживаться? Ещё до Дзонглы спускаться. И немного жалко Вам станет сбрасывать более 500 м высоты, а ведь подъём на Чо Ла дался с таким трудом.

Попрощались с перевалом, скучать точно не будем. Кто-то захочет поскорее забыть, как страшный сон. Впереди - крутой спуск опять же по камням и снегу.

В горах помимо непосредственно вершин завораживали испещрённые трещинами ледники. Не такие ледники, покрытые слоем горным обломков и сыпухи, как уже увиденный Нгозумба и начало Кхумбу около базового лагеря Эвереста, а острые синеватые глыбы льда, сползавшие с горных склонов.

Любой крутой спуск означает дополнительную нагрузку на колени, а им итак нелегко приходится. Одни заматывают колени эластичными бинтами, другие клеят специальные кинезиологические ленты, третьи обходятся лишь треккинговыми палками.

Ещё в Катманду вместе с баулами мы получили простейшие "кошки", чтобы безопасно пройти короткий участок на спуске с перевала, покрытый снегом. На солнце снег быстро подтаивает, и может быть довольно скользко. Тарас лично проверил у каждого участника группы правильность закрепления "кошки" на ботинке. С утра кошки выдали и портерам. Некоторые из них шли в обычных легких кедах, да ещё и несли на плечах и голове до 25-30 кг поклажи. Улететь с таким грузом - не лучший вариант развития событий.

В "кошках" шли недолго, максимум полчаса. Гораздо больше мне нравится ходить в горах по таким заснеженным тропам, когда не видно голой земли даже на горизонте.

Вскоре по правую руку за вереницей безымянных пятитысячников и не сильно популярной среди восходителей Аракам Тце, 6423 м, возникла громадина Чолацзе, 6440 м (по другим источникам - 6335 м).

Потребовалось достаточно много времени, чтобы выяснить, что на следующем снимке - "жемчужина Гималаев", Ама Даблам, 6814 м. С данного ракурса одна из самых красивых вершин региона Кхумбу не так узнаваема, как на открыточных видах из окрестностей Намче Базара.

Фактурную группу острых пиков я идентифицировать не смог. Всё равно большинство из читателей наверняка их не запоминает.

Остановились на короткий привал с видами на Восточную вершину Лобуче перед затяжным спуском до Дзонглы, крыши лоджей деревеньки ещё не были видны, но через час с небольшим наверняка дойдём до места назначения.

Держали курс на юго-восток по направлению на Ама Даблам. После прыжков по камням склона Чо Ла идти по явной тропе очень приятно, пусть и сил уже затрачено предостаточно. Грели мысли о скором горячем шерпском супе или местных пельмешках мо-мо.

Громадина Чолацзе тонула в облаках, и имея возможность подойти к горе так близко, всегда ощущаешь себя мелкой букашкой.

Оставалось ещё немножко потерпеть, базовый лагерь Эвереста уже совсем близко. Но сначала на завтра у нас планировалась ночёвка в таинственном лакшери-отеле под кодовым названием "Пирамида", что нам разрекламировали встреченные литовцы в один из первых дней трека. Keep it locked!

Предыдущие посты о треке к Эвересту:

День 8: Гокио - Драгнак

День 7: Верхние озёра Гокио

День 6: Мачхермо - Гокио