Данный пост - первый из череды обзора научных трудов саратовских чиновников и депутатов. Начать я решил с одного из самых молодых ученых политиков (или ученых-политиков)
новоиспеченного депутата Саратовской городской думы от "Единой России" в миру известного как начальник регионального штаба "Молодой гвардии единой России" Василия Артина.
Почему-то политики изо всех сил стремятся обзавестись корочками кандидата или доктора наук. Ясно, что защита диссертаций (особенно, когда ее пишешь не сам) не прибавит ума, разве что сама бамажка из Высшей аттестационной комиссии может немного поднять самооценку.
Большинство диссертаций чиновников (все-таки, наверное, среди них есть талантливые люди, которые писали работу сами и делали ее качественно) можно разделить на две категории - написанные другими людьми и просто бездарные. Правда, здесь есть исключение - бездарные диссертации, написанные другими людьми.
Когда я увидел тему кандидатской диссертации Артина (когда в 2008 году в Саратовской государственной академии права состоялась защита, он еще носил фамилию Грузинов) по юридическим наукам (специальность "Теория и история права и государства; История учений о праве и государстве"), мне показалось, что она более уместна либо для реферата (в который следует обозреть источники по данной проблеме), либо напротив - для докторской. Называется артинско-грузиновский шедевр "Форма правления современного российского государства".
Волосы на моей голове зашевелились еще интенсивнее, после обнаружения в Интернете оглавление его кандидатской. Структура работы напоминала нечто среднее между учебником истории и методичкой по обществознанию. Судите сами:
Глава 1. Общая характеристика формы правления.
§ 1. Форма правления, как структурный элемент современной формы государства.
§ 2. Общие вопросы монархической формы правления.
§2.1. Конституционная монархия.
§ 3. Республика.
§ 3.1. Парламентарная республика.
§3.2. Президентская республика.
§ 3.3. Смешанная форма правления.
Глава 2. Генезис формы правления Российского государства.
§ 1. Формирование и развитие формы правления Российского государства от Древней Руси до октября 1917 года.
§1.1. Древнерусское государство. Киевская Русь.
§1.2. Форма правления периода формирования централизованного государства.
§1.3. Сословно-представительная монархия.
§1.4. Абсолютная монархия.
§2. Советская республика.
Глава 3. Форма правления современной России.
§ 1. Президент РФ.
§ 2. Федеральное Собрание РФ.
§ 3. Правительство РФ.
Все эти очевидные, мягко говоря, странности ничуть не смутили ни Грузинова-Артина, ни его научного руководителя. Удивляться, дорогая редакция я продолжил, знакомясь с целями и задачами, а также новизной молодогвардейского «научного» исследования.
"Диссертация представляет собой первое комплексное исследование формы правления современного Российского государства, которое вбирает в себя как изучение историко-правового и нормативного материала, так и правоприменительной практики организации и функционирования высших органов государственной власти России", - пишет по поводу новизны Артин.
"Первое комплексное исследование"!.. И это в то время, когда космические корабли бороздят просторы Большого театра!
Как уже было сказано выше, тема диссертации в принципе непригодна для диссертации кандидатского уровня: только «изучению историко-правового и нормативного материала» можно посвятить несколько докторских. В этом смысле молодогвардеец (воистину говорят «молодой да ранний») переплюнул не один десяток академиков. Правда
в заключении диссертации Грузинов-Артин пишет: "Автор не претендует на полноту охвата всех вопросов темы. (Типа это меня вообще никому ничего не должен. Ну, написал я реферат, и отвали, моя черешня - авт.) Вместе с тем ставилась цель показать, что по форме правления современное российское государство - есть президентско-парламентская республика". Эта последняя фраза является фактически апофеозом всей работы. Апофеозом в том смысле, что автор диссертации изобрел велосипед - устройство которое давно сконструировано той же самой "
Википедией".
О том, что диссертация Аргина-Грузинова, мягко говоря, высосана из пальца и не представляет собой никакой научной ценности говорят и элементы заимствований, обнаруженных в тексте его автореферата (что у него творится в тексте самой диссертации, мы еще посмотрим):
Автореферат Глава II «Генезис формы правления Российского государства» состоит из двух параграфов.
Параграф первый «Формирование и развитие формы правления Российского государства от Древней Руси до октября 1917 года»
Механизм сдержек и противовесов между различными ветвями власти по Основным государственным законам был построен в сторону усиления прерогатив исполнительной власти. Император имел право абсолютного вето в отношении законопроектов, одобренных Государственным советом и Государственной Думой. Он был вправе распустить по своему усмотрению Государственную Думу. Государственный совет и Государственная Дума, со своей стороны, не имели практически никаких полномочий в отношении исполнительной власти (Совета Министров), за исключением права запроса к министрам и другим чиновникам.
Источник
Овчинникова Людмила Юрьевна
«Основные законы Российской империи 23 апреля 1906 г и их роль в историко-правовой науке»
Курсовая работа
2.2. Недостатки Основных законов Российской империи 23 апреля 1906 г.
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=11658Как это часто практикуется в дуалистических монархиях, механизм сдержек и противовесов между различными ветвями власти был построен в сторону усиления прерогатив исполнительной власти. Император имел права абсолютного вето в отношении законопроектов, одобренных Государственным советом и Государственной Думой. Государственный совет и Государственная Дума, со своей стороны не имели практически никаких полномочий в отношении исполнительной власти, за исключением права запроса к министрам и другим чиновникам.
Автореферат
Глава III «Форма правления современного Российского государства» состоит из трех параграфов. Параграф первый «Президент Российской Федерации»
Все эти положения являются типичными для многих конституций, в том числе в парламентарных республиках. Главное отличие от них заключается в содержании ч.2 ст.80, в которой говорится, что Президент РФ "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти [Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в конституционной системе Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1998. С. 14; Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997.№5. С. 15-23 и др.]
Таким образом, полагаем, что Президента РФ нельзя отнести к какой-либо одной ветви триады государственной власти, вследствие чего вполне оправданно считать Президента РФ носителем самостоятельной президентской власти, вбирающей в себя элементы арбитражно-координационного участия как в законодательной, так и в исполнительной власти, но не сводящейся к какой-либо единой ветви власти. Президент РФ как глава государства является системным координатором и главным интегрирующим звеном всей системы государственной власти в России и воплощает собой единство государства и государственной власти в целом, а не ту или иную ветвь власти в отдельности.
Источник
Реферат: Государственная власть
http://revolution.allbest.ru/law/00242708_0.htmlГлавное в деятельности Президента РФ определяется статьей 80 Конституции РФ. В ней говорится о роли Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина, суверенитета РФ, ее неприкосновенности и государственной целостности. Как глава государства он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (правда, есть оговорка: определяет "в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами"). Президент РФ представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Все эти положения являются типичными для многих конституций, в том числе в парламентарных республиках. Главное отличие от них заключается в содержании ч.2 ст.80. В ней говорится, что Президент РФ "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". В российской Конституции нет словосочетания "публичные власти" (говорится об органах государственной власти), нет и слова "арбитраж", которое может быть переведено на русский язык как "посредничество", но такое посредничество, которое дается "сверху" органом, принимающим решения. Поэтому российская формула "обеспечение согласованного функционирования" близка к термину "арбитраж". Формулы "арбитраж", "обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти" выделяют президента из других ветвей государственной власти, ибо именно он обеспечивает их взаимодействие, причем слово "арбитраж" ставит его в каком-то отношении над ними. Следовательно, Президента РФ нельзя отнести к какой-либо ветви известной триады. Президентская власть (вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что такая власть существует, так как о государственной власти Президента РФ сказано и в ст.11 Конституции РФ) не вписывается в триаду ст.10 Конституции РФ. В связи с тем что Президент РФ - глава государства, его власть включает элементы участия в законодательной, отчасти - в судебной и более всего - в исполнительной власти, но ее суть - арбитражно-координационное осуществление государственной власти.
Автореферат
Так, в соответствии с положениями Конституции РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Президент РФ с учетом всего многообразия стоящих перед государством задач сначала подбирает наиболее подходящее лицо, потенциально имеющее возможность стать Премьер-министром, которое впоследствии будет персонифицировать все Правительство, отправляет его в отставку, назначает и освобождает членов Правительства по предложению Председателя Правительства. Эти кадровые полномочия позволяют ему воздействовать на политику, проводимую Правительством. В работе отмечается, что судьба Правительства, начиная с момента возникновения кабинета, направление его воздействия на социально-экономические процессы в стране, вплоть до отставки, решается Президентом РФ.
Источник
Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права, 2001. № 2.
http://www.lawmix.ru/comm/9029/Президент "рождает" Правительство, формирует, отправляет его в отставку, назначает и освобождает членов Правительства по предложению Председателя Правительства. Эти кадровые полномочия позволяют ему воздействовать на Правительство. Он определяет и стратегический курс государства, и текущую политику, представляет свои взгляды на различные стороны общественной жизни, которые затем становятся основой для разработки правительственной программы.
Выдающийся исследователь Артин по итогам своей научной деятельности опубликовал всего 3 печатные работы:
1. Байтин М.И., Грузинов В.А. Категория «Форма правления» в современной отечественной науке // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. № 3 (0,45 п. л.).
2. Грузинов В.А. Понимание института «Форма государства» в отечественной научной литературе на рубеже 20-21 веков // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. № 4 (0,5 п. л.).
3. Грузинов В.А. Президент Российской Федерации как интегратор политической системы Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. № 5 (0,4 п.л.).
Как видим, все они опубликованы в одном месте - журнале СГАП, где и создавал свою диссертацию. Не хотелось бы думать, что больше статьи автора не были востребованы (даже во "вшивых" сборниках не менее "вшивых" конференций), но вывод напрашивается сам собой.
Думается, если взять текст самой диссертации, там обнаружится еще больше интересных вещей в плане заимствований. Пока удовлетворимся беглым (чтобы совсем не проблеваться) анализом автореферата и заключением диссертации.
"Автор выражает надежду, выполненная работа будет способствовать последующему углубленному теоретическому исследованию многосложной проблемы формы правления современной России в тесной связи с решением проблем, стоящих перед страной", - пишет Артин-Грузинов, завершая свой научный эпос. Я же со своей стороны выражаю надежду, что Васька-депутат все-таки когда-нибудь поумнеет - тогда ему уже не будет нужен диплом кандидата наук.
Здесь представлен только первый этап исследования научных достижений Артина, основанный только на знакомстве с авторефератом его диссертации и заключением к ней. Но уже на основе этого можно сделать соответствующие выводы.
То, что Артин не смог подготовить вменяемой диссертации, - неудивительно. Слишком много времени у него отняли поездки на всякие Селигеры, провокации против оппозиции и другие формы партийного лизоблюдства. Вместе с тем, наверное, от армии отмазаться все-таки очень хотелось, а аспирантура и защита диссертации были хорошими способами сделать это на вполне легальных основаниях.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ