В главном франкфуртском музее время от времени проводятся тематические выставки, а к ним ещё бывают экскурсии. Последняя выставка оказалась мне до того интересна, что я по наводке Наты К. за две недели записалась на экскурсию и на прошлой недели ради этого специально брала выходной!
Теперь отчитываюсь:
"Открытие детства. Английские портретисты и их европейские последователи".
Стены перед входом на выставку были покрыты текстами, повествующими о развитии педагогических теорий в 17-18 в.в. и о том, почему и как изменилось отношение общества к детям и детству как таковому. Почитав их, я пришла к выводу, что небольшое теоретическое вступление имеет смысл. Начну же и я с текста (не содрала со стены! Всё своё :)).
«…в середине пятидесятых психиатр по имени Боулби с такой силой написал о том, какую травму получает ребёнок, когда его разлучают с матерью, что перепугал целое поколение молодых женщин из средних слоёв. Они стали держать детей за руки и даже от колясок отказывались, потому что в коляске ребёнок отделён от матери. Теперь Джона Боулби жестоко критикуют как участника заговора против женщин, и в определённом смысле, может, оно и так, но зато теперь хотя бы известно, что у младенца есть чувства.
Понимаешь, оказывается, нам должны были это сказать».
Фэй Уэлдон «Письма к Алисе, приступающей к чтению Джейн Остен».
Поскольку никто ничего иного не утверждал и тем более не писал, примерно до 16 века воспитание подрастающего поколения заключалось в подражании взрослым. Бедный (в смысле, малоимущий) ребёнок должен быть работать и приносить практическую пользу по мере своих малых сил, богатый ребёнок должен был сидеть в гостиной, сохраняя приятный вид. Детство было досадным, бессмысленным периодом в жизни, когда ничего не оставалось, кроме как ждать, пока ребёнок подрастёт и начнёт, наконец, жить как человек.
Это соответственно отражалось в детских портретах: взрослые одежды, застывшие позы, невыразительные лица. Одежда и обстановка были призваны отразить социальное положение и благосостояние семьи, иногда - роль в ней самого ребёнка. Вот портрет, ещё в значительно степени отражающий то отношение к детям:
Anthonis van Dyck
Maddalena Cattaneo 1623
Яблоко, которое девочка держит в руках, считается символом того, что ребёнок является лишь одним из плодов генеалогического древа и ему (т.е. ей) предстоит продолжить род.
Символами общественного статуса семьи являются колонна на заднем плане и бархатная подушка.
В конце 17 века появляются желающие объяснить, как следует относиться к детям.
В 1693 г. вышла книга Джона Лока «Некоторые идеи относительно воспитания». Вот эти идеи в кратком изложении:
Ребёнок есть tabula rasa, чего на ней в раннем детстве напишешь, то потом в подросшем ребёнке и получишь. Это заставило родителей задуматься о содержании воспитания и ежедневных занятиях ребёнка.
Ребёнок способен мыслить. С ним возможно и даже следует разговаривать. «Понимаешь, оказывается, нам должны были это сказать». :)
Детство - особый период обострённого восприятия. Дитя учится в три раза быстрее взрослого, и не следует упускать такой возможности.
А вот идея, непосредственно отразившееся на искусстве портрета: дети, активно играющие на свежем воздухе, болеют меньше и соображают лучше, чем те, кто сидит без движения в помещениях (Джон Лок был врачом). Хорошо бы при этом дать ребёнку не стесняющую движений одежду.
Эти передовые идеи были усугублены Жан-Жаком Руссо: в 1762 г. вышла его книга «Эмиль или О воспитании», которая стала абсолютным европейским хитом. Основная мысль - оставьте детей в покое и предоставьте их самим себе, желательно на лоне дикой природе, являющейся земным филиалом небесного рая. Присмотр должен быть ненавязчивым. Избавьте детей от развращающего влияния цивилизации, природа их всему научит.
Эти две теории совершенно перевернули взгляд общества не детство как таковое. Детей начали активно учить, вывозить за город, удобно одевать, позволять активно играть, в городах один за другим, как грибы после дождя, возникали магазины игрушек, начали массово издаваться детские книжки и трактаты о воспитании. Возня с детьми стала модной, соответственно, увеличилось количество детских портретов, причём на них родители хотели видеть не только символы своего общественного положения и надежд, возлагаемых на детей, но и признаки собственной просвещённости и приверженности современным педагогическим идеям. Эти «новые» портреты и представлены на выставке. Здесь намеренно собрали изображения исключительно детей, без присутствия взрослых.
Подробней об историческом развитии портретирования детей можно почитать
здесь у
kavery.
Чтоб можно было прочувствовать изменения - так сказать, для контраста - выставка начинается с одного из портретов ван Дайка. Он родился в Голландии, потом переехал в Англию и там и остался. Для своего времени он был абсолютным модернистом, его портреты были тогда сенсацией именно из-за необыкновенной живости изображения и естественности фигур. В сопроводительной брошюре его называют «основоположником современного английского портретного искусства».
Короткое отступление относительно качества картинок.
У меня было три источника: сосканированная брошюра о выставке (кое-где отчётливо виден разворот книги, за что извиняюсь); собственноручные фотографии (с ними вышло туговато, поскольку зал небольшой, а в нём целых два злобных дяденьки, следящие, чтоб никто не снимал; я, конечно, пару раз исхитрилась, но толком прицелиться не было возможности); и скачанное из интернета. Вот с последним тоже вышла засада: картины все оказались какие-то редкие! Некоторых в сети вообще не нашлось. В общем, я старалась выбирать из 2-3 изображений лучшее, но если кто-то хочет рассмотреть поподробней или иначе, скажите - я выложу другой вариант или более крупный.
Anthonis van Dyck
The Balbi Children 1625
- здесь хорошо видны черты перехода от строгого изображения детей к более динамичному. Дети семьи Бальби всё ещё одеты в роскошные взрослые одежды и изображены в сдержанных позах на фоне традиционных для знатных семейств колонн и занавесей, но их лица уже похожи на детские, так что по ним даже можно определить возраст.
В брошюре о выставке было интересное замечание: знатных детей одевали и устанавливали так не только для портретов. Их учили вести себя так постоянно - «потому что по одежде и поведению людей определяли их социальное положение». При первом же взгляде на тебя окружающим должно стать очевидно, кто ты есть.
Ещё пара закономерностей изображения детей: обычно фон состоял из здания и ландшафта. На фоне ландшафта изображали иногда всех мальчиков, обычно - старшего мальчика, как знак того, что ему (им) предстоит уйти в широкий мир. Девочек изображали на фоне зданий или в интерьере как символ того, что им предстоит оставаться в доме.
Гидесса сообщила нам, что чем важнее персона, изображённая на английском портрете 18 века, тем ландшафтней фон портрета.
И всё же, несмотря на всю статичность поз, в портрете уже налицо известный прогресс. Посмотрите, насколько эти дети больше похожи на детей, чем, допустим, Людовик XIV и его брат (картина взята у
kavery):
Да, все трое юных Бальби - мальчики! И существо в платьице, добродушно придушившее в правом кулачке птичку - тоже. Это нам, впрочем, не в новинку, мальчиков в платьицах мы уже видели
здесь у
b_a_n_s_h_e_e и
здесь у
eregwen.
Кстати о птичках: вот какой смешной толстый ребёнок с длинными пальцами нашёлся у ван Дайка. :) Его не было на выставке, но уж больно он симпатишный:
А вот картина, контраст которой с ван Дайком бросается в глаза:
Thomas Gainsborough
Master John Truman-Villebois and his brother Henry 1783
Дети с открытыми шеями, в расстёгнутых сюртучках, в одежде из мягкой ткани практичного цвета сидят в свободных позах прямо на ступенях, да к тому же играют картами, о существовании которых им ещё недавно и знать-то было неприлично!
В качестве комментария к картине сказано: «Шаткое здание карточного домика напоминает нам о том, что детство - лишь небольшая часть человеческой жизни, которая заканчивается слишком быстро».
И ещё одна картина Гейнсборо в том же свободном стиле:
Thomas Gainsborough
The Marsham Children 1787
Тут стоит обратить внимание на одно интересное явление: развитие английского паркового стиля. В 18 веке в Англии сформировалась целая философия пейзажного парка, понимаемого как часть Эдема, Аркадии, в общем, места пребывания богов и невинных душ. Модное стремление к уединению, к слиянию с природой привело к созданию нового стиля - нового по сравнению с французским, где особое значение придавалось чёткости и симметрии, как, допустим, в парках Версаля. Английские парки копировали первозданную природу: заросли прореживались умеренно, старые деревья щадились, тропинки прокладывались кривенько, беседки маскировались вьющимися растениями.
На многих портретах того времени можно видеть детей, играющих будто бы в лесу, но на самом деле никто бы их в лес не пустил - просто тогда в таком виде содержались парки при имениях.
Итак, вот оно, счастливое детство в английском парке: дети в лёгких, свободных одеждах, мальчик рвёт орехи и бросает их сестре прямо в подол, младшая девочка сидит на пригорке и обнимается с собакой.
Чтобы лучше ощутить контраст в поведении детей, сделаем шаг назад - и во времени, и по части моды, как одёжной, так и живописной - и окажемся во Франкфурте 1760 года. Вот дочь и сын тогдашнего бургомистра, херра фон Хольцхаузена:
Johann George Zisenis
Marie Sophie Friederike und Justinian Theodor Friedrich von Holzhausen (1760)
Оба ребёнка одеты и причёсаны как взрослые, оба во всеоружии: девочка в корсете и украшениях, мальчик при ружье и кинжале.
В комментарии сказано: «Бедная маленькая Мари! Уже в 12 лет она должна выглядеть как взрослая женщина!» Я прочла и подумала: «Чего бы я не отдала в 12 лет, чтоб только выглядеть как взрослая женщина!..» J Нет, я никогда не поверю, что такое платье может заставить женщину любого возраста чувствовать себя несчастной.
Сравните поведение собаки на портрете девочки и на предыдущей картине Гейнсборо. Точно так же изменилось отношение к детям и поведение детей: раньше их дрессировали, теперь их стали выпускать и ласкать.
Как видим, и тут мальчик, которому предстоит уйти в мир, изображён на фоне ландшафта, а девочка, которой предстоит провести жизнь в покоях, - в интерьере.
Следующая картина близка предыдущей по времени, но проникнута новым духом:
Johann Zoffany
The Sondes Children 1764
Трое братьев играют в английском парке. Колонны и занавеси как символы статуса отсутствуют, зато имеется необычайно широкий горизонт вдали, намекающий на обширные земельные владения семьи. Старший мальчик, как принято, изображён на фоне дальнего ландшафта и движется в его сторону. В руках у него мячик и крикетная бита - тогда как раз входили в моду подвижные игры на воздухе, а участие в них детей отвечало воспитательному идеалу того времени.
Вот ещё один портрет, иллюстрирующий разницу гендерных ролей:
George Romney
The Charteris Children 1777
На картине нет собственно дома, но половина фона закрыта красным занавесом (символ высокого общественного положения, как и виднеющаяся колонна) и этот занавес как бы оборачивает обеих девочек. Они не буквально в доме, но всё же «внутри». Мальчик, напротив, движется в сторону открытого горизонта, причём его там ждут и собака, и воздушный змей, т.е. ясно, что он вот-вот примется бегать и прыгать. По девочкам ничего подобного не видно, им остаётся, видимо, робко кутаться и обниматься, как и положено настоящим леди. :)
А вот чудесный портрет, отлично иллюстрирующий модные веяния!
William Beechey
The Oddie Children 1789
Во-первых, важно отметить, что на этих портретах мы видим настоящую детскую одежду, отличающуюся от взрослой и приспособленную к нуждам активно двигающихся детей. А ведь до 17 века детская одежда была просто уменьшенной копией взрослой одежды.
Во-вторых, с этой одеждой дети весьма небрежно обращаются. Вот крошка на заднем плане преспокойно ползает по земле, пачкая белое платьице. Представляете себе инфанту Веласкеса, ползающую в своём платье по земле? :) А ведь она примерно в том же возрасте.
Мальчик тоже швырнул хорошую шляпу на землю. Видимо, детей не ругают за испачканную и испорченную одежду, и это ново и поразительно.
Вот ещё два мальчика, небрежно обращающихся с одеждой!
Henry Raeburn
The Allen Brothers 1790
Если я не ошибаюсь, один из мальчиков попросту отдирает палкой подкладку шляпы. Вот ведь вредитель!
На этой картине есть две интересные детали.
Во-первых, нежное отношение братьев друг к другу. Это новинка - ранее нежные отношения в семье вовсе не были приняты, как и проявления нежности со стороны мужчин в целом. Однако в 18 веке ценности меняются.
Во-вторых, здесь очевидно, что раньше не существовало левых и правых туфель: обувь шилась одинаково прямо, а очертания приобретала уже в процессе носки.