Иранское исскуство: эслими

Dec 23, 2016 10:57



Эслими - это орнамент, построенный по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометрических, растительных или эпиграфических (каллиграфических) мотивов, в более узком смысле слова - орнамент, основанный на стилизации только растительных форм.


Эслими достигло совершенства и оформилось в особый вид искусства в исламскую эпоху (примерно к XI веку н.э.), став известным в Европе под не очень удачным названием «арабеска» (от итальянского arabesco ‘арабский’), однако растительный орнамент, послуживший его источником, существовал ещё задолго до возникновения ислама. Так, стилизованные изображения растений были обнаружены на керамике г. Сузы, а также на других произведениях, найденных на территории современного Ирана и относящихся к третьему тысячелетию до н. э. В искусстве эслими первых веков ислама видны явные следы влияния орнамента аршакидской и сасанидской эпох.

Отличительной чертой эслими является его бесконечность: развитие орнамента ограничено только рамками пространства, которое он занимает, но может быть продлено и за его пределами. Другой принцип эслими называется в изобразительном искусстве «боязнью пустоты»: поверхность стены, книжного переплёта, ковра, ювелирного изделия должна быть полностью заполнена узором. В основе этого принципа лежит идея изобилия как свидетельства щедрости Бога. Растительный орнамент становится обещанием рая, описанного в Коране как великолепный сад, где праведники будут пребывать в «тени деревьев раскидистых, среди ручьёв текучих и плодов обильных, доступных и разрешённых».

Замечательным примером использования эслими на территории современного Ирана является мечеть шейха Лотфуллы в Исфагане (1603-1619): цветочный орнамент белого, синего и чёрного цвета на желтом фоне украшает внешнюю сторону купола; двумя мозаичными панно с цветочным орнаментом в желтом, белом и голубом цвете на синем фоне обрамляется остроконечная арка дверного проёма.









Культура, Искусство, Иранцы

Previous post Next post
Up