Про День Победы...

May 09, 2018 16:19

Мой дед со стороны мамы Колосков Михаил Петрович работал до войны на Тульском оружейном заводе и был известным в Туле спортсменом. Про него даже в Огоньке заметка в 40-м году вышла, что, как вы понимаете, для того времени было жутко круто!



Во время Великой Отечественной он, как высококлассный специалист-оружейник получил бронь от призыва на фронт. Но от брони отказался и записался на войну добровольцем. Закончил курсы политруков и стал комиссаром. Пропал без вести в глухих карельских лесах в марте 1942. Выехал из Мурманска на полуторке к месту новой службы и ... все... В похоронке было написано, что пропал без вести в районе Выг-озера.

Где-то здесь. Среди древних петроглифов и невероятной красоты...



Я когда Кукушку смотрю, думаю, что запросто так оно и могло быть - самолет, случайный снаряд и вся машина вдребезги. И никого. И некому рассказать о том, что случилось.

А еще, несмотря на то, что дед пропал без вести, маме платили за него, начиная с 46-го года, пенсию. А пенсии за пропавших не платили. Только за погибших. Но она всю жизнь его ждала. И до сих пор ждет. Надеется.

А я два года назад нашла через Центральный архив наконец-то упоминание о деде.




Когда дед ушел на фронт, бабка вместе с недавно родившейся мамой перебралась в деревню - и легче жить, да и Тулу уже хорошо бомбили. Но их деревню заняли наступавшие гитлеровцы. Бабку с мамой и еще две семьи сдал фашистам предатель - как семьи коммунистов, а бабку с мамой - вообще как семью комиссара. Да, их явно должны были расстрелять. Но случилось два обстоятельства. Во-первых деревню заняли не немцы, а союзники - румыны (фиг их знает, каким стратегическим планом занесло тех румын в морозный ноябрь под Москву!), а во-вторых не случилось при этой румынской роте ни гестаповцев, ни прочего СС. Да и выбили тот полк из деревни через день, не до комиссарских семей оказалось тогда гитлеровцам. Выжили и бабка и 8-мимесячная мама. А дальше началось контрнаступление под Москвой.

А предателя нашли повешенным через неделю после освобождения деревни. И никто не стал разбираться - сам он или помог кто из местных.

А дед так и остался в мерзлой Карельской земле. В ту самую первую и самую страшную военную зиму. И я все думаю, что это и про него тоже:

След по снегу тянется кровавый,
в снег лицом зарылся человек.
Что ему до жизни и до славы,
медленно вмерзающему в снег.

Только не отмеченный по сводкам
Без вести пропавший в первый год
В продранной шинели и в обмотках
Все еще ночами он ползет.

Мертвый, но не знающий покоя,
Все еще ползет он наугад
Так и не услышавший отбоя
Русский несхороненный солдат.

Вот он доползет перед рассветом,
Черными глазницами без дна
Взглянет и потребует ответа -
"Как она закончилась? Война?"

Я буду помнить. Спасибо, тебе, дед.



Спасибо всем, кто ТАМ остался.

И да, я сегодня первый раз в Бессмертном полку. И я смотрела на это море людей, которые шли, шли, шли, и плакала. Потому что СКОЛЬКО ИХ! Тех, кто НЕ ВЕРНУЛСЯ...


память

Previous post Next post
Up