Искусство хатама

Dec 05, 2010 18:40





Хатам - необыкновенная персидская инкрустация по дереву - возникла в Иране в незапамятные времена, но своего наивысшего развития достигла в эпоху Сефевидов (XVI - XVII вв.). Окна и двери, сундуки, шкатулки, доски для игры в нарды и шахматы, рамы для картин, подставки для Корана, письменные приборы украшались шестигранными узорами из маленьких равносторонних треугольников. Узоры также бывают пяти-, восьми- и десятигранными, но именно шестигранники остаются наиболее популярными. Некогда треугольники были достаточно большими, но мастера довели инкрустацию до совершенства - сегодня вы с трудом сможете разглядеть составляющие хатама.

Для инкрустации используется следующее:
• Дерево: апельсиновое, розовое, эбеновое, орех, ююба, эвкалипт и некоторые другие разновидности. Орех и эбеновое дерево позволяют получать черные треугольники. Коричневые делают из апельсинового дерева, хотя в более дорогих изделиях для этого используется ююба. Кроме того, из окрашенного апельсинового дерева иногда получают черные, желтые или красные треугольники.
• Кость: верблюжья, коровья, слоновая, а также раковины устриц. Из кости делают белые треугольники.
• Металлические нити (2 - 3 мм толщиной): медь, а также золото и серебро (в особенно дорогих изделиях). С их помощью получают желтые (золотые, серебряные и т.п.) треугольники.

Искусство создания изделий из хатама сравнимо с искусством плетения ковров - только в данном случае применяются несколько иные материалы и способы обработки. Давайте вместе проследим за этим интересным процессом:



Здесь вы видите уже собранные пучки материалов. Очень важно, чтобы каждая деревянная щепка, каждый кусочек кости или металлическая струна представляли собой трехгранник.  Мастерская покупает такие материалы у специальных поставщиков: столяры делают дерево трехгранным,  кость в других местах тщательно вываривают, очищают от жира и посторонних примесей и также придают трехгранную форму, а металлические «струны» протягивают через специальную машину. Ровные грани очень важны!


Хотя существует множество чертежей готового хатама, на деле ими пользуются разве что подмастерья. У настоящего мастера такой рисунок - в голове, он точно знает,  чего хочет добиться. А вариаций существует великое множество.


Здесь мастер аккуратно складывает трехгранные «палочки» вместе, в определенном порядке чередуя дерево, кость и металл.  Минимум 48 таких «палочек» идет на один «голь» («цветок»), напоминающий звезду.  Каждый «голь» собирают отдельно, затем тщательно скрепляют деревянным клеем.  Только после этого все эти «звезды» начинают складывать вместе, в итоге получая заготовку длиной до 30 см. Как легко догадаться, работа эта долгая, трудная и кропотливая.


А вот и заготовка, скрепленная деревянным клеем, и предварительно зажатая в прессе между двумя досками. Очень важно, чтобы в хатаме не оставалось никаких зазоров, и составляющие каждого «цветка» и сами «цветки» прочно прилегали друг к другу. В хорошей мастерской таких заготовок сотни - и на всех узоры разные.


Потом мастер выбирает нужный ему узор и… одну за другой срезает  тонкие  30-сантиметровые пластины с заготовки.




Вот так выглядят пластины хатама, уже готовые для нанесения на изделие.


Разумеется, деревянную основу изделия (раму, шкатулку, пенал и т.п.), мастер делает заранее, все «хатамщики» - отличные столяры.   Далее он  прилаживает пластины хатама в соответствии с формой изделии. Для этого используется деревянный клей. В некоторых случаях пластины также нагревают, чтобы, например, они соответствовали форме сосуда, на которые их наносят.


Чем меньше треугольники, чем больше их количество, чем последовательнее повторяются узоры - тем тоньше инкрустация. Качество инкрустации также напрямую связано с качеством используемых материалов.


Разумеется, деревянная основа - не обязательное условие для хатама. Его можно наносить, например, и на медные сосуды.

Последним этапом является придание изделию характерного блеска и защита его от перепадов температур, мелких царапин и т.п. В Сефевидские времена для этого применяли сосновую смолу. В ХХ веке использовались различные лаки. Теперь же хатам обрабатывают полиэфирными смолами в специальных камерах - хорошее изделие должно жить долго!

Сегодня исфаханские художники (а центром производства хатама остается иранский город Исфахан) включают в работу серебряные украшения и традиционную роспись по эмали. Широко распространены инкрустированные шкатулки с миниатюрами на крышке.

Любуйтесь!

























Окно в Иран, Искусство Ирана

Previous post Next post
Up