Да, да, именно сегодня! и никаких "если"!)
и хватит уже этого беспомощного барахтания в собственной неспособности разобраться раз и навсегда в элементарнейших календарных правилах.. Это такое же невежество, как и все остальные.. и нет этому оправдания!
вот:)
Засим, закончив вступление строго-назидательное, перехожу к пункту, собственно, торжественно-поздравительному!)
и покажу тут одну картину, которая, как мне подозревается, очень мало известна, хоть и принадлежит она кисти художника незаурядного.., да и сам я увидел ее только в это воскресенье.. на одной московской выставке.. и тут же сфотографировал!:)
Называется она просто - "Иоганн Себастьян Бах и Фридрих II".., датирована 1936 годом.. и написана - Леонидом Осиповичем Пастернаком!
Это я, ознакомившись в воскресенье с
прекрасным репортажем mvm о посещении выставки "
В гостях у Родченко и Степановой", тут же и побежал скорее туда (в отдел личных коллекций ГМИИ), а была там еще и выставка, посвященная столетию Рихтера и (не понял я, к ней ли или не к ней относящихся) несколько залов, посвященных разным художникам, и один из залов - Леонида Пастернака.. Я там много чего нафотографировал, но, наверное, отдельно потом покажу, а пока вот только эту картину, ибо - Бах:)
Ну, наверное излишне рассказывать, что запечатлен тут хрестоматийно известнейший эпизод, связанный с посещением великим Бахом великого же Фридриха Второго во дворце Сан-Суси в Потсдаме.. Плодом чего стало "Музыкальное приношение" Баха королю - цикл полифонических пьес на «Королевскую тему», т.е. музыкальную тему, придуманную и предложенную королем Фридрихом Баху, как основу для многоголосной ее разработки..
Впрочем, лучше процитировать тут Иоганна Николауса Форкеля, чья книга "О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха" стала первой биографией великого музыканта (1802), и откуда вся информация об этом в основном и берется:
"Король отменил в этот вечер свой флейтовый концерт и заставил старика Баха (как его тогда называли) опробовать многочисленные зильбермановские фортепиано, которые стояли в разных комнатах дворца (Эти инструменты работы фрейбергского мастера Зильбермана так нравились королю, что он задался целью скупить их все до единого. Их у него было целых 15 штук. В настоящее время все они, насколько мне известно, стоят в различных уголках потсдамского дворца, непригодные к употреблению). Музыканты капеллы тоже переходили вместе с Бахом и королем из комнаты в комнату, и Бах пробовал каждый инструмент, импровизируя. Опробовав таким образом инструменты, Бах попросил короля дать ему тему, чтобы тотчас же, без всякой подготовки сыграть на нее фугу. Король пришел в восхищение от того, в какой ученой манере была сымпровизирована фуга на его тему, и - скорее всего с целью полюбопытствовать, каковы пределы мастерства такого рода, - выразил желание послушать еще и фугу на шесть облигатных голосов. Но поскольку не всякая тема пригодна для подобного полногласия, Бах на сей раз сам выбрал тему и к величайшему изумлению всех присутствующих тотчас же исполнил на нее фугу, и притом в такой же великолепной и ученой манере, какую он только что продемонстрировал в фуге на тему короля... По возвращении в Лейпциг Бах разработал полученную от короля тему в виде фуг на три и на шесть голосов, присовокупил к этим фугам различные канонические ухищрения, основывающиеся на той же теме, и награвировал свою работу на меди, снабдив ее заголовком "Музыкальное приношение" и посвятив ее автору темы.."
Самой знаменитой пьесой этого цикла является конечно же шестиголосный ричеркар (архаичное название фуги)..
А самой знаменитой обработкой его для оркестра - редакция Антона Веберна, который не просто переложил произведение для ансамбля инструментов, а создал практически новое произведение, не изменив при этом ни одной баховской ноты.. Веберн воплотил тут свою концепцию "тембральной полифонии", когда не просто разным инструментам поручаются свои голоса, а и мотивы дробятся по скрытым от стороннего взгляда закономерностям, и уже каждый такой структурный элемент звучит своим тембром.. Получается мерцающая, практически четырехмерная полифония.. Послушайте, какое это чудо..
Тем более, что и исполняется все это тут еще и третьим гением - Пьером Булезом
Click to view
... остается добавить, что обработку ричеркара Веберн сделал в 1935 году к 250-
летнему юбилею Баха.. Думается, что к оному же юбилею нарисовал свою картину и Леонид Пастернак, тем более, что проживал он тогда в Германии.. Впрочем недолго, ибо Авруму Ицхоку-Лейбе (или Исааку Иосифовичу) да еще в паре с Розалией Исидоровной (Райце Срулевной) Кауфман при гитлеровском режиме долго б было не протянуть.. В 1938 году они переехали к одной из дочерей в Оксфорд.. И хорошо! а то ведь всерьез собирались возвращаться в СССР к сыну.. Но это, как говорится, совсем другая история!)