Не знаю, как вы, а я очень люблю "послесловия картин" - истории прототипов, персонажей.
Недавно вспоминал в блоге
девочку с персиками с картины Серова, а вот теперь расскажу об этом мальчике в кресле.
Снимаясь у Мотыля в "Лесе", я перерыл кучу всякой тематической литературы - о прежних постановках этой пьесы, первой экранизации и т.д. И однажды нашел несколько биографий провинциальных актеров дореволюционной сцены, очень популярных в 19 веке, игравших в "Лесе" Счастливцева и Несчастливцева. Нашел и зачитался.
А написал о них так ярко и увлекательно Михаил Михайлович Морозов - тот самый мальчик с портрета Серова - Мика Морозов, сын известного мецената Михаила Морозова.
Мальчик вырос, поступил в МГУ, затем изучал английский язык в Кембридже и Оксфорде и стал настоящим знатоком русского и зарубежного театра, знаменитым шекспироведом, очень уважаемым не только в СССР, но и далеко за его пределами. Прославленным переводчиком, перед которым преклонялся Пастернак.
Целиковская знала его хорошо, в 1930-40-х годах Морозов тесно сотрудничал со многими театрами, в том числе, и при постановке шекспировских пьес в Вахтанговском, в котором работала Люся.
Буквально вчера обнаружил интересное фото, сделанное 13 сентября 1945 года в честь приема Джона Бойнтона Пристли после спектакля "Он пришел", поставленном по его пьесе в Камерном театре.
В центре - сам Пристли, над ним - сценарист Александр Новогрудский и кинорежиссер Сергей Герасимов, слева - режиссер Ленинградского театра Комедии Николай Акимов с женой - актрисой Еленой Юнгер, справа - режиссер Камерного театра Александр Таиров. А над Таировым, справа в верхнем углу - Михаил Морозов, Мика.
Как видите, от прежнего четырехлетнего Мики не осталось почти ничего, кроме взгляда - глаза те же. Хотя мать Мики, Маргарита Кирилловна, так отзывалась о картине:
"Этот портрет передает не только Мику того времени; в нем Серов схватил основную черту его натуры, его необыкновенную живость, и оттого все находили этот портрет очень похожим и на взрослого Михаила".