Я не ожидал, что буду "собирать" открытые письма... да и ради чего? но я думал, что однажды начну рассылать их заполненными, когда окажусь в том или ином месте и под руками окажется нужная открытка.
31 января я предполагал начать рассказывать об этом невероятном путешествии, хотя уже на несколько месяцев до этого срока подозревал, что могу переоценить свои возможности и не смогу уложиться вобозначенные временные рамки, отчасти из-за переводов, без которых всё вообще теряет смысл, но я слишком плохо знал маршрут, нередко петляя вокруг воркуг решения совершенно несущественных вопросов. Я продолжу рассказ, но сосредотачиваясь на том, что будет ждать уже в следующем году... отправляя... возможно, и самому себе эти открытые письма в 2027... "Открытые" с тем, чтобы если они не дойдут до адресата, их содержанием мог воспользоваться тот, кому интересна эта тема, а таковой рано или поздно, даже не сомневаюсь в этом, но однажды найдётся... Структурировать содержание по впечатлениям от конкретного пути, который прохожу, прокладываю, разрабатываю, вынужденный сидеть на одном месте... стараясь логически вписать и случайные отвлечения и ответвления от основного направления. Это лишь мечта о путешествии. Итак.
Париж-Пекин на автомобиле
Невероятный вызов!
Paris-Pekin Automobile
Un Défi Prodigieux(Примечание. «Невероятные приключения итальянцев в России» (итал. Una matta, matta, matta corsa in Russia - «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России»). И именно итальянцам предстоит победить! Наша задача отчасти стилизовать под начало XX века, но… чтобы это было понятно и современным читателям. Вызов редакции газеты "Матин" - однозначно авантюра: никто не представлял маршрута вообще и ни в каком виде. Вызов был абсолютно абсурден. Трудно сказать, надеялись ли в редакции на ответ. Моё предположение, что идея была подброшена графом Альбером де Дионом, косвенно это подтверждает Барцини, член итальянского экипажа… Да, просто подброшена, вброшена… в качестве рекламной акции, ибо он был уверен, что никто не решится на подобную авантюру. Граф ведь сам баловался иногда тем, что пописывал статьи в Фигаро, Ле Матин и др. издания! И если бы принц Боргезе неожиданно не принял этот вызов, гонки бы не состоялось! Но это мы можем подтвердить только дальнейшими переводами и исследованиями. В одной из следующих статей прозвучит имя графа в таком контексте: я бы с удовольствием принял участие в гонке, но вряд ли на это решится кто-нибудь ещё…)
Не слишком ли мы озабочены сегодня организацией автомобильных гонок и соревнований по небольшим разработанным круговым маршрутам.
- On se préoccupe en ce moment d'organiser des courses at des concours d'automobiles sur de petits circuits choisis.
Эти гонки могли бы стать развлекательным зрелищем, если бы были полностью безопасны.
Ce seraient là des spectacles amusants, à condition qu‘on les combine assez bien pour les empêcher d'être dangeraux.
Однако им не хватает «размаха», что весьма снижает и их практическое значение.
- Mais ils manquent d‘étendue, et cela diminue leur portée pratique.
Организаторы же этих забав словно застряли на задах собственной же индустрии.
- Les organisateurs de ces jeux semblent rester en arriére de leur industrie.
Человек стремится стать хозяином расстояний, и автомобиль нужен ему как раз, чтобы преодолевать длинные расстояния.
L'automobile est utile pour les longs parcours et tend à rendre l‘homme maitre de la distance.
Мы любим автомобиль за то, что он позволяет путешествовать по дорогам, доселе нам неизвестным.
Nous l'aimons parce qu’elle nous permet des trajets inconnus jusqu’ici.
А он кружится по кругу!
Et on la fait tourner en rond!
Что бы мы сказали, если бы железнодорожные кампании намеревались организовать, к примеру, с престижными локомотивами железнодорожных компаний Ориент-Экспресс или Норд-Экпресс, гонки «по кольцу»?
Que dirait-on si les compagnies de chemins de fer s'entendaient pour organiser, avec les nobles locomotives de l'Orient-Express ou du Nord-Express, par exemple, un raid sur nos lignes de ceinture?
Если поезд, идущий в Стамбул или Санкт-Петербург, объедет по «кольцу» вокруг Парижа 150 раз, о каком прогрессе мы можем говорить?
Quand les trains qui vont à Constantinople ou à Saint-Pétersbourg auraient fait cent cinquante fois le tour de Paris, quel progrés serait réalisé?
Запирать автомобиль в замкнутых кругах, тогда как его предназначение открывать новые и неожиданные горизонты, - вот понимание чего ускользает от логики широкой общественности.
Enfermer dans des cercles des voitures dont la raison d'etre est de permettre les grands et soudains départs pour les lointains horizons, voilà une conception dont la logique échappe au grand public.
Мы же полагали, что самая блестящая отрасль французской индустрии имеет право более широко представить всему миру доказательство своих достижений.
Прогресс не терпит ни посредственности, ни косности.
Nous avons pensé qua la plus belle industrie française avait le droit de vouloir, pour faire ses preuves devant le monde, un champ plus large. Le progres ne supporte pas la médiocrité ni la routine.
Сегодня необходимо доказать, что с автомобилем всё возможно и можно ехать куда угодно.
- Ce qu'il faut démontrer anjourd... c'est qu'avec I’automobile on pent ...faire et on peut aller partout.
Куда угодно, да, - куда захотите!
Partout, oui, partout
Это хотят вам внушить производители, это то… что ждут услышать покупатели…
C'est ce que les constructeurs vous disent, c'est ce que les acheteurs ... savoir.
Вот и отлично! Вот мы и спрашиваем автопроизводителей, французских и зарубежных, найдётся ли среди вас хоть кто-нибудь, кто решится этим летом осуществить поездку Пекин-Париж?..
Eh bien! nous le demandons ... constructeurs de France et de l'etranger.
Y en a-it-il un ou plusieurs qui accepts d'aller cet ete de Paris a Pekin en automobile?
Решайтесь, и имя этого бесстрашного и дерзкого человека, чей доблестный автомобиль увидят десятки народов, заслуженно разнесётся по частям света.
Celui-la, cet homme courageux et hardi, dont la voiture vaillante aura une douzaine de peuples pour spectateurs, meritera en verite que son nom, soit porte aux quatre points cardinaux de la terre.
(Примечание. Не уверен в таком смысле, но мне кажется, должно прозвучать призывом… Но корректно ли это? - Celui-la - Попробуйте.
Essayez celui-là, le bleu doit vous aller. Попробуйте. Голубой... ваш цвет.
Goûtez celui-là, c'est une excellente année. Эй! Попробуйте, вино старого разлива.)
Один из наших сотрудников будет следовать за участниками этой потрясающей гонки, а наши читатели постоянно будут в курсе всех превратностей этого фантастического путешествия.
Ле Матин.
Un de nos collaborateurs suivra cette course prodigieuse et nos lecteurs seront tenus jour par jour au courant des peripeties de ce voyage fantastique.
Le Matin
Ещё не пройдёт десяти лет.
1897 год
Циклист. № 184. 27 августа (8 сентября) 1897 год.
Париж- Петербург
Парижские «кочегары» (chauffeurs) придумали смелый проект: устроить автомобильную поездку в Петербург. Хотят даже, чтобы это была не простая поездка, а гонка. Automobile-Club обстоятельно изучит этот проект, который принадлежит графу де-Диону, одному из главных деятелей по автомобилизму.
Он надеется собрать 100.000 франков призов. Excuser du peu! Маршрут намечен через Намюре, Льеж, Аахен, Ганновер, Берлин, Познань, Варшаву, Ковно, Остров и Лугу.
Сомнительно, однако, чтобы проект удалось осуществить. Поездка должна обойтись в 5-10 тыс.фр. каждому конкуренту.
Кроме того, в некоторых местностях Германии и особого разрешения навряд ли удастся добиться.
Циклист. № 192. 6(18) сентября 1897 год.
Автомобилизм. Париж-Петербург.
Проект совместной поездки или гонки Париж-Петербург продолжает занимать парижских автомобилистов. Многие полагают, что - это предприятие, решительно неосуществимое, но зато некоторые фабриканты моторных экипажей держатся совсем другого мнения и высказывают готовность принять участие в путешествии, состоятся ли оно в виде совместной поездки или в виде гонки. Главный аргумент contra - это состояние русских дорог. Журналист де-Лафрете, провожавший Террона при его поездке на рекорд Петербург-Париж, печатает ужасы на эту тему, но его рассказы настолько, очевидно, преувеличены, что мало убедительны. Этому журналисту письмом в “Vélo” возражает г.Потра, который самостоятельно ездил на велосипеде по русским дорогам. Сообщая о том, что он непременно примет участие в поездке, если проект осуществится, Потра пишет: «Я тоже знаю русские дороги. Они вовсе уже не так скверны и вовсе уже не трудно продовольствоваться. От Варшавы до Петербурга идёт шоссе, по которому встречается пять крупных городов, а села находятся на расстоянии 20-30 кил. одно от другого. Движение ничтожное и ездить можно каким угодно аллюром. Только при приближении к городам, особенно к столице, дороги плохи сильно изъезжены, а движение громадно, так что последние 20 кил. придётся делать очень медленно. В общем проект вполне осуществим. Снег начинает таять в конце апреля, в мае дороги обсыхают, так что в июне можно пуститься в путь».
Циклист. № 194. 10(22) сентября 1897 год.
Автомобилизм. Гонка Париж - Петербург
Самым горячим сторонником автомобильной гонки Париж - Петербург является граф де-Дион. Он собирается вскоре поехать в Берлин, чтобы в аудиенции у императора Вильгельма II-го исходатайствовать разрешение на проезд по Германии (где автомобильные гонки воспрещены), оттуда он отправится в Варшаву и Петербург. По возвращении, в случае удачи его хлопот, он берётся собрать в Париже до 100 тысяч франков на призы будущим конкурентам.
В “Journal des Sports”, по поводу проектирующейся грандиозной гонки, появилось письмо г.Гроздского из Варшавы. Г.Гроздский, как мы в своё время сообщали, совершил путешествие на автомобиле из Варшавы в Париж, его отзыв об осуществимости гонки поэтому очень интересен. Он вполне одобряет проект и берётся служить проводником французским автомобилистам от пограничного города Слупцы. Он уверяет парижских коллег, что русские дороги вовсе не так уж ужасны, как о том рассказывают, и что если они и хуже германских, они всё-таки вполне проезжаемы для автомобилей.
Комитет Automobile Club de France собирается отправить техническую комиссию в Варшаву и Петербург для собирания предварительных сведений. Но он подождёт, вероятно, до возвращения де-Диона.
Циклист. № 203. 20 сентября (2 октября) 1897 год.
Автомобилизм. Париж - Петербург
Automobile-Club de France, по тщательном обсуждении проекта об автомобильной гонке Париж-Петербург, признал невозможным осуществление этого проекта в будущем году, так как программа предприятий клуба на будущий год и без того крайне сложна. Но зато решено в принципе устроить эту гонку в 1899 году.
С.3 Г.Гроздскому, автомобилисту в г. Варшаве присуждена французским клубом серебряная медаль за его путешествие в моторном экипаже из Варшавы в Париж.
Несколькими месяцами ранее:
Циклист. № 161. 29 июля (10 августа) 1897 год.
Автомобилизм. Путешествие первых русских автомобилистов. -
https://flic.kr/p/QQd6m9Мы в своё время сообщили об отправлении в далёкую дорогу двух варшавских спортсменов, гг.Гродзского и Наимского, и об их намерении участвовать в автомобильной гонке Париж-Дьепп. К этой гонке они не поспели, но зато в целости и сохранности прибыли в Париж, совершив очень интересное путешествие.
Г.Гродзский, можно сказать, пионер автомобилизма в России, он - представитель французской автомобильной фирмы Пэнго (Пежо и далее - Р.Б.), а также владелец крупного склада земледельческих орудий в Варшаве; г. Сигизмунд Наимский - секретарь редакции польского журнала Cyclista. Путешествовали они на “vis-à-vis” Пэнго втроём с французом-механиком от этой фирмы, г. Крейтлером.
Стартовали из Варшавы в субботу, 10 июля (по новому стилю) в 8 ч. Утра. Десяток верст от города их провожал отряд циклистов, один автомобиль и несколько экипажей с заурядной конной тягой. Ехали со скоростью 20 верст в час, не спеша. В первый день проехали немного дальше Кутно. На другой день отправились дальше в 6 ч. 30 м. утра и через Калиш, Косцелец и Слупцу достигли германской границы. Таможенные формальности заняли перед выездом из России целых два часа. Вечером наши автомобилисты были уже в Познани.
На третий день проехали 184 кил., до Франкфурта, на четвёртый гг.Гродзский и Наимский прибыли в Берлин. В германской столице их осадила целая толпа репортёров и с них не только сняли допрос, но и фотографии. "Lokal Anzeiger" и "Kleiner Journal" посвятили путешествию наших соотечественников обширные статьи.
14-го июля отправились дальше. Как обыкновенно, без приключений не обошлось; но приключения эти все технического характера, и мы на них останавливаться не станем.
Через Магдебург и Ганновер гг.Гродзский и Наимский прибыли в Брюссель. Тут они пробыли несколько дней и давали себя чествовать со стороны бельгийского автомобиль-клуба. Из Брюсселя они поехали в Дьепп, к финишу автомобильной гонки. От Дьеппа благополучно достигли Парижа, где и теперь гостят.
Французские газеты называют путешествие наших соотечественников автомобильным рекордом Варшава-Дьепп-Париж. Это, понятно, преувеличено: путешествия с продолжительными остановками, хотя бы и впервые совершенные, не могут считаться рекордами. Но скажем просто, что это очень удачное performance, и поздравим первых русских автомобилистов с благополучным и интересным путешествием.
Примечание.
"Берлинер Локал-Анцайгер" (
Berliner Lokal-Anzeiger , 1883) - ежедневная берлинская газета, с самыми высокими тиражами в тот период. Издавалась газетным магнатом Августом Шерлем
August Scherl, который также владел еженедельным иллюстрированным изданием "Неделя" ("Ди Вохе",
Die Woche).
Примечания.
What about Poland's involvement in the auto industry? In the early years of the automobile, Poland was still occupied by the three partitioning powers. Poles were oppressed and generally relegated to being farmers or laborers. Still, those of means, like those from old noble families actually became involved in business and could indulge their interest in the horseless carriage. Count Karol Raczyński was an investor in Belgium's automobile industry and one of the first owners of a car in Poland in 1897. In 1896 the first car had appeared for sale in Warsaw, a Karl Benz model, in the shop of StanisŁaw Grodzki. The following June he drove a Peugeot model from Warsaw to Paris.
Polish Automobile History. Written by Martin S. Nowak. Wednesday, 04 July 2007 17:00
This year marks the 72nd running of Rally Poland. That makes it the third oldest rally after the Österreichische Alpenfahrt and the Monte-Carlo. It was organised for the first time in 1921, but the country’s original rally was held in 1912.
That year, the Imperial Club of Saint Petersburg staged a rally between Warsaw, Kiev and Moscow. A second version in July 1913 took the form of a 582km loop around Warsaw with 16 starters. The following year, it was divided into four legs totalling 1,215km and was won by Count Karol de Raczynski in a Rochet-Schneider.
Competitive action in Poland was halted by the outbreak of the Great War but returned in 1921 when the national car club (Towarzystwo Automobilistów Królestwa Polskiego, tasked with promoting the automobile and educating drivers) organised the inaugural, predominantly dirt Rajd Polski which featured a 600km run from Warsaw to Białowieża and back.
Only six entries were received and the event was won by Tadeusz Heyne in a Dodge Touring. Heyne was born in 1883 and his technical background led him to jobs with Skoda in the Czech Republic and then in Russia’s aviation industry.
The Rajd Polski grew in length to 4,500km by 1939 when the 68 starters performed a complete tour of the country. Winner was Renato Ghisalba in a Fiat 1100 entered by the local importer, ahead of Stefan Grossman in a Citroën.
After World War 2, the event returned in 1946 with an entry of 71 cars which had survived the war.
Rally Poland was included in the European Rally Championship in 1960 and has counted towards the WRC three times (1973, 2009 and 2014).
Since 2005, it has been based in Mikolajki in the Mazurian Lake District. Last October, the Polish Automobile Club signed a deal with the local authorities for the event to remain in the tourist resort for the next 10 years.
http://sgrallying.blogspot.ru/2015_07_01_archive.html