Легендарный город Мценск, не чуждый Лескову и Тургеневу, в советское время был довольно радикально перестроен. И в плане оригинальности это пошло ему до некоторой степени на пользу: после войны здесь появились весьма интересные здания.
Но обо всем по порядку.
Приехать в Мценск можно либо на "паровозе", с Курского вокзала Москвы, либо на автобусе. Предположим, что мы приехали на поезде.
На привокзальной площади - памятник-паровоз, кажется, ФД, и водоемная башня:
15 минут пешком или 2 на автобусе - и мы на главной городской площади:
На заднем плане - главное из сохранившихся с царских времен гражданское сооружение Мценска, а именно городские ряды. Столбов со звездами на самом деле - два, второй стоит по другую сторону от Ильича. Кстати, на голове вождя мирового пролетариата - голубиное гнездо: по крайней мере, голубь при мне сидел там минут 15, не меньше.
Вот какие здания стоят на этой площади:
Районная администрация - судя по всему, 1970-х годов постройки. Очень точная стилизация под конструктивизм рубежа 1920-30 годов:
Дом культуры, чуть более ранней (поздние 60-е) постройки:
Наконец, жилой комплекс конца 40-х годов. Лозунг вполне "в тему":
А вот если кто приезжает в Мценск на автобусе или на машине, то этот "кто-то" сразу попадает на главную советскую "изюминку" города. Это комплекс дорожной инфраструктуры, сданный в эксплуатацию в 1950 году как часть крупного проекта - автодороги Москва - Симферополь. Об истории возникновения этой дороги есть известный апокриф, подтверждаемый мемуарами Светланы Аллилуевой: дескать, в 1947 году Сталин решил поехать на отдых в Крым в автомобиле. Где-то как раз недоезжая Мценска кортеж насмертьь увяз в непроходимых гравийках-грунтовках, и вождю пришлось следовать дальше поездом. В результате было принято решение ускоренными темпами, в 4-й пятилетке, построить автобан Москва -Харьков - Крым. Да не просто построить, а обеспечить возможность полноценного автотуризма, в том числе гостиницы, заправки и СТО (сервисы).
Так вот, Мценск оказался одним из двух мест ночевки на этой трассе (в Крым и на Кавказ тогда ездили за 3 ходовых дня). Поэтому в Мценске были построены и гостиница, и сервис, и АЗС, и автостанция. Вторая ночевка была в Зеленом Гаю под Харьковом. Сейчас, говорят, там запустение. А в Мценске в этом комплексе кипит жизнь: ни одно из сооружений не перепрофилировано.
С дороги гостиница "Мценск" выглядит вполне заманчиво.
Еще заманчивее - со двора: прямо ни дать ни взять шато...
Однако в ордере - красные звезды, так что никакая не Хранция:
А карнизы, карнизы-то каковы!
Это специфическая разновидность сталинского стиля, почти не встречающаяся в Москве (кроме ВСХВ):
Вот эти вентиляционные решетки - отличительный признак этой "южной разновидности" стиля.
Еще одна яркая черта - балконы с гнутыми перилами:
Южный декор - также в оформлении входной двери:
Судя по плитке на полу, гостиница перенесла один-два косметических ремонта (ориентировочно в 70-е годы), но, к чести ремонтировавших, новые элементы не диссонируют с оригинальным декором.
А вот так выглядит холл гостиницы:
Здесь тоже большинство деталей интерьера - 1970-х годов, но вполне соответствуют стилю 50-х. От оригинала остался потолок с балками, также характерными для "южно-этнического" варианта сталинского стиля.
Рядом с гостиницей - дом для обслуживающего персонала:
Со стороны дороги он смотрится вполне парадно:
Есть, конечно, некая дисгармония в сочетании этих оригинальных капителей с типовыми гнутыми перилами - спишем это на советское "отсутствие лимитов" и времени на "индпошив" балкончика. Балконная дверь, кстати, оформлена вполне парадно, хотя на снимке этого почти и не видно.
Перед домом - собственная детская площадка, фрагменты которой сохранились весьма неплохо:
Не берусь утверждать, что и грибок, и качели - родом из 1950-х. Но не позже 1970-х точно - это как раз время реконструкции комплекса.
Следующее здание в этом ряду - СТО, то есть станция технического обслуживания автомобилей.
Во дворе там - минималистские боксы, снимать рядом с которыми мне, увы, не разрешили.
Зато сотрудники сервиса осознают богатую историю своей станции:
Напротив этого комплекса - типовая автостанция, тоже 1950 года.
И еще. Я очень рад, что сегодня у меня есть повод сделать эту подборку не просто так, но посвятив ее замечательному краеведу, знатоку советской архитектуры и очень хорошему человеку
Николаю Калашникову - у него 14 июля день рождения. Поздравляю, Коля! Счастья и удачной охоты!