Ужасы Совка (1): Смертность в России при святом царе и усатом упыре

Mar 17, 2021 23:19

В общем, решил наконец вернуться к теме смертности в России в современных границах в начале 20-го века. Ну и сравнение смертности со смертностью в сталинской РСФСР. Не хочется хвастаться, конечно, но я, пожалуй, первый, кто вообще впервые разработал и опубликовал данные по динамике коэффициента смертности населения в границах РСФСР для начала 20-го века (т.е. еще в период существования РИ) Разработка здесь
Для сего эпохального события я использовал данные Синода из отчетов обер-прокурора за разные годы, где есть данные по численности населения, смертности и рождаемости. Правда, только православного населения. Я, собственно, взял данные из епархий, составляющих нынешнюю РФ (правда, без Крыма: я не знаю, как выделить из данных по Таврической епархии данные только по Крыму, чтобы они еще были и достоверны) и рассчитал ОКС.
Теперь я решил сравнить полученный уровень смертности с тем, что был в РСФСР в 30е годы. Стоит отметить, что возрастные структуры начала 20-го века и 1930-х годов несколько различаются, поэтому сравнение общих коэффициентов смертности не даст точнейшего сравнения динамики уровня смертности. Необходимо элиминировать возрастные различия, приведя коэффициенты смертности к стандартизированным формам, т.е., рассчитав СКС. Соответственно, в качестве эталонной я возьму возрастную структуру мирового стандарта ВОЗ (https://www.who.int/healthinfo/paper31.pdf) Для простоты ограничусь тремя возрастными группами: до 20 лет; 20-60 лет; старше 60 лет.

В таблице указаны возрастные составы населения России для 1897 года (перепись, население Европейской части РИ), 1939 года (перепись для РСФСР) и мировой стандарт ВОЗ. Как можно убедиться, возрасные структуры 1897 и 1939 годов довольно близки, что во многом обесценивает необходимость рассчета СКС. Но раз уже я все посчитал, то почему бы все это дело и не опубликовать?

К счастью, в некоторых сборниках Синода я нашел отличные данные: численность умерших по пятилетним возрастным группам от рождения до вплоть 135 лет. Как пример, данные по 1910 году (последний год, по которому есть данные по возрастному составу умерших)


Также в Сборниках есть данные по общей численности населения, используя возрастную структуру по переписи 1897 года, мы можем рассчитать возрастные коэффициенты смертности, ну и, используя данные ВОЗ, привести их к нужному стандарту.

Казалось бы, на этом и сказочке конец, НО
Вспомнился мне разговор с пользователем dmi_ftf, как раз на тему полноты учетом населения Синода. Тогда я на эту тему не обратил особого внимания, хотя тот пользователь указывал, что по переписи 1897 года православных в РИ оказалось заметно больше, чем по данным Отчета обер-прокурора. Сейчас решил вернутся к этой теме, чтобы не ошибиться с уровнем смертности, и в общем:
1. Во-первых, действительно, по переписи 1897 года в РИ православных было учтено чуть больше 87 млн., тогда как в Отчете обер-прокурора за этот год указано 80 млн. православных. Разница почти в 10%
2. Далее я решил проверить, как вообще в отчетах учитывается численность населения. Для этого в качестве начальной точки взял данные за 1891 год (самые ранние, которые у меня есть), рассчитывал естественный прирост по данным отчетов, получившийся результат сравнивал с той численность, которая указана в отчетах и так до 1912 года. Численность по всем православным, я не стал здесь считать по границам РФ Итак, получилось следующее


Честно говоря, обескураживает. Стоит отметить, что во многих годах есть данные не по всем епархиям, но дляначальной и конечной даты данные по всем епархиям. Что интересно, разница нарастает с начала 20-го века, т.е. со времен правления Николая учет населения ухудшается...Трудно сказать, чем обусловлена такая разница, я поначалу думал, что это связано с нерегистрацией младенцев, умерщих до крещения (у того же Новосельского этот момент упоминается), однако накопленная разница слишком уж велика. Скорее всего, присутствует недоучет численности населения в восточных епархиях. нельзя, кстати, исключать и недоучета смертности. В целом, недоучет где-то 8-9%. Если кто думает, что данные Синода как-то особенно дефектны (хотя это статистическая первичка по естественному движению), то вынужден разочаровать: проблемы с учетом населения были хронически для Империи. Чтобы не быть голословным, привожу разные оценки численности населения Империи


https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Российской_империи_(1897-1917)
Upd: на истмате нашел еще одну оценку численности населения РИ в этом документе, там еще есть оценка численности в границах СССР. Автор оценки, В.Г. Михайловский, известный русский статистик и демограф, работал в РИ и СССР. Краткая справка о нем. Таблица теперь обновлена. Соответственно, все может быть еще хуже в плане достоверности учета населения в РИ. Разброс от трех до десяти миллионов в численности населения - потрясающая точность!
В общем, сами статистические ведомства не могли разобраться в метрических записях (как и Синод): МВД давало аж три оценки численности населения. Что характерно, лишь в СССР сделали ту работу, с которой не могла справиться царская бюрократия, и определили реальную численность населения. Как видно, для поборников царского ''невероятно точного'' учета все кисло: в лучшем случае численность населения РИ была завышена минимум на 3 млн., а максимальное завышение составляет без малого почти 10 миллионов.
Поэтому я не вижу смысла не использовать Синодовские данные: вся царская статистика по движению населения была неточной, но у синодовских данных есть одно неоспоримое преимущество: у них есть данные по всей территории РИ, а значит, и по епархиям, которые потом вошли в состав РСФСР, что нам и надо для сравнения, у статистиков МВД все ограничено Европейской частью, к тому же у них нет данных по возрастному составу умерших.
3. Казалось бы, достаточно умножить численность населения на 10% и можно считать. Однако, есть еще данные Росстата по численности населения в границах РФ на 1897 год и 1914 год. Учитывая, что средний ежегодный прирост населения в границах РФ за этот период составлял чуть больше 1.4 млн., а по данным переписи 1897 года православные в границах РФ составляли 88% населения, то оченоцная численность православных в границах РФ будет выше, чем если умножить данные синода на 1.1 (поправка 10%)

В общем, что я сделал? Я решил сделать расчеты в трех вариантах. Первый - используя данные Синода, без всяких поправок на недоучет численности населения. Второй - сделав поправку в 10% увеличения численности населения. Третий вариант - расчет православного населения, исходя из данных Росстата. Расчитанное по данным Синода число умерших я не менял.
Как пример, данные по 1910 году


Численность населения в границах РФ в трех вариантах.


Число умерших православных в границах РФ.


Расчет возрастных коэффициентов смертности по трем вариантам.
Далее, используя идеальный возрастной состав ООН я приводил возрастные коэффициенты смертности к стандартизованному варианту и складывал.
Читатели могут спросить, почему я расчитал три варианта, а не один, вроде как единственно верный (исходя из данных Росстата). Ответ прост: я уверен, что данные Синода занижают количество умерших, поэтому оценка смертности по третьему варианту на самом деле, скорее минимальная. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на мнение Новосельского






Таким образом, данные обер-прокурора дают наименьший уровень смертности из всех возможных прочих дореволюционных данных, однако, по причинам, изложенным выше, я пользуюсь именно ими.
Одним 1910 годом я не ограничился, так как тогда была повышенная смертность, и расчитал таким же образом СКС за 1908 год, в котором была довольно низкая смертность. Данные за 1913 год я получил, исходя из того, что по сравнению с 1910-м смертность в Европейской части снизилась примерно на 15%.

С РСФСР в 1939-м году все оказалось намного проще. Есть данные переписи (в приложениях на сайте Демоскоп, к примеру), есть данные по возрастному составу умерших с 1935 года, соответственно, нет проблем рассчитать СКС.

Итак, результаты


По РСФСР СКС во второй половине 30-х колебался на уровне 18-20, поэтому я ограничился 1939-м годом. Я рассчитал СКС для 1939 года также по данным АДХ из их Демографической истории России:1927-1959 (из приложений), разница с официальной статистикой минимальна (20.15 промилле размер СКС)
Как ни крути, а смертность в начале 20-го века в РФ при добром и мудром царе была гораздо выше, чем при усатом упыре. Вот каковы ужасы совка! К слову, данные варианта 1 я вовсе не считаю завышенными, они вполне имеют право на существование. В конце концов, птенцы гнезда Вишнеского ''определили'' недоучет смертей в СССР за 1926-1936 аж в 27%(http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/naselenie/naselenie_1922-1991.pdf с.44), тогда как у меня разница между вариантом 1 и 3 не больше 18%. А если учесть, что уровень статистики в СССР был на самом деле гораздо выше, чем в РИ ( показательный факт, озвученный камрадом blender-chat: учетом населения в РИ занималось самый максимум чуть больше 200 тысяч человек (если считать, что этим занимались все сотрудники МВД, чего в реальности быть никак не могло), тогда как только в РСФСР ЗАГСов было в 1940-м больше 500 тысяч, а в ЗАГСе как минимум, не один, а несколько человек сотрудников были), учет населения в РСФСР был значительно лучше, чем в СССР в целом (что признают даже АДХ), что во много раз выросла социальнвя и медицинская инфраструктура, что аргументом о недоучете смертности в СССР в 20-30е годы является некоторое несовпадение данных ЗАГСов с данным переписей ( для 1939 года разница 2 млн.), а текущий учет в РИ также завышел численность населения на несколько миллионов человек. Наконец, еще дореволюционные исследователи признавали, что смертность занижается в первичном учете населения. Ах да, сами АДХ были пойманы на подтасовках применительно, например, к ''корректировке'' переписи 1926 года. Все эти факты дают основание полагать, что смертность по варинту 1 вполне себе возможна (хотя я склоняюсь к варианту 2, как наиболее достоверному).
Upd2: насчет количества ЗАГСов в РФ в 1940 году. Камрад Кирилл считает, что указанное в посте blender-chat число ЗАГСов на 1940 год недостоверно и может являться с ледствием опечатки и надо эти данные удалить с поста. Я пока не считаю, что стоит это делать. По ссылке blender-chat там скан с очевидно бумажного издания, соответственно, надо хотя бы найти название книги и полную страницу (а не одно неполное предложение), чтобы делать выводы, ошибка это в издании либо что-нибудь еще. В поисковиках я не нашел по скану страницы даже названия книги. Я пытался пробить скан по поисковикам, но так и не нашел даже полной страницы. По указанным архивным реквизитам также не нашел в инте (включая истмат) нужного документа. Нужно прояснение ситуации. Но, учитывая наличие страницы из издания, которое в общем-то должно было пройти корректуру, пока не буду убирать данные про 500 тыс. ЗАГСов. Возможно еще, что это численность всех сотрудников, кто знает. В любом случае точность учета населения в СССР, по крайней мере, в половине 30-х очевидно лучше, чем было в РИ.
Upd3: Название книги с данными по общему числу ЗАГСов - Этнодемографические взаимодействия народов Сибири в XX в: историко-статистические документы, 2003, С. 17. Полной версии книги найти пока не удалось, только небольшой фрагмент.
Upd3: после беседы с уважаемым j_mcnulty сделали выводы, что цифра в 500 тысяч ЗАГСов достоверна быть не может, т.к. ЗАГСы не создавались ниже районого уровня, их функции на низовом уровне (деревни с селами и рабочие поселки) исполняли сельские и поселковые советы, а их численность вряд ли составляла полмиллиона. В любом случае основной тезис, что уровень учета населения в СССР в 30-е годы был несравненно выше того, что был в РИ, неоспорим.

Наконец, я приведу обновленные данные по динамике ОКС православного населения в границах РСФСР с 1897 по 1913 гг. Данных по 1900 году я не нашел, данные 1913 года были получены рассчетным путем, через использование процента повышения ОКС 1913 года по сравнению с 1912-м для Европейской части РИ (по которой есть данные). Численность населения рассчитана по данным Росстата. Напомню, что это скорее минимальные данные.


Также я считаю, что данные по 88% населения можно экстраполировать на все население. Если Вишнеский и ко считают допустимым сравнить смертность в границах Европейской части РИ со смертностью СССР (т.е. игнорируют 30% населения РИ), я не вижу причин, почему я не могу считать динамику ОКС 88% населения, достаточной для определения ОКС по всему населению. Все претензии к Вишневскому, хехе.

Отдельное большое спасибо камраду ghj1 за помощь и дельные замечания. Думаю, стоит поблагодарить и хрустобулочника dmi_ftf, все же его давние замечания заставили меня пересчитать данные и сделать пост лучше.

Подытоживая, этим постом можно закрыть тему динамики смертности в границах РФ в начале 20-го века. Не хочу хвастаться, но объективно я сделал ту работу, которую должны были сделать демографы Вишневского, чтобы корректно сравнивать динамику смертности в границах РФ на протяжении века. Но не сделали, предпочтя использовать неполные данные и заниматься подтасовками.

P.S. С этой записи я начинаю новый цикл ''Ужасы Совка'', в котором на основе статистики будет показываться, как русский народ ужасно страдал при тирании усатого упыря и благоденствовал при Николае-страстотерпце. Следующий пост по этой теме затронет динамику ОПЖ в России/СССР первой половины 20-го века и, сразу скажу, подтвердит данные этого поста.
Так что, оставайтесь с нами, материалов у меня много, цикл будет богат на данные!

Отчеты обер-прокурора можно найти здесь

РИ СССР РСФСР Смертность, РКМП, Демография, СССР, статистика, Смертность, Ужасы Совка, Сталин

Previous post Next post
Up