Отведение сомнений

Sep 29, 2014 21:54

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

В достоверных сборниках хадисов есть такие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые могут смутить многих единобожников:

«Если в пустыне у кого-нибудь из вас сбежит животное, пусть воскликнет: "О рабы Аллаха, задержите, о рабы Аллаха, задержите!" - ибо, поистине, у Аллаха есть на земле готовые (к этому рабы) - они задержaт его» (ат-Табарани, Абу Я'ля, Ибн ас-Сунни, Ибн Аби Шайба);

«Если кто-то из вас потеряет что-то или будет нуждаться в помощи на земле, в которой у него нет спутника, то пусть воскликнет: "О рабы Аллаха, помогите мне! О рабы Аллаха, помогите мне!" Ведь, поистине, у Всевышнего Аллаха есть рабы, которых он не видит» (ат-Табарани);

«Поистине, у Аллаха на земле есть ангелы, помимо (писцов)-хранителей, которые записывают каждый падающий лист дерева. И, если кого-нибудь постигнет хромота в пустыне, пусть позовёт: "Помогите, о рабы Аллаха!"» (аль-Баззар в «аль-Бахру-з-зихар», 11/181; аль-Байхакы в «Шу'абу-ль-иман», 6/128, Ибн Аби Шайба в «аль-Мусаннаф», 7/116 и Фахр ар-Рази в «Мафатиху-ль-гайб», 1/439; хадис удостоверен аль-Хайсами и ас-Сахави. См. «Маджма'у-з-заваид», 10/132).

Достоверность этих преданий подтверждают следующие слова учёных:

- Абдулла, сын имама Ахмада, передал, что его отец рассказал:

"Я совершил пять хаджжей. Из них два - верхом, три - пешком, или три - верхом, два - пешком. В одном из паломничеств, когда я шёл пешком, то сбился с пути и начал произносить: «О рабы Аллаха, укажите нам дорогу», - и не переставал говорить это до тех пор, пока не оказался на дороге" (аль-Байхакы в «Шу'абу-ль-иман», 6/128 и Ибн Асакир в «Тариху Димашк», 5/298; также это сообщили Ибн Муфлих в «аль-Адабу-ш-шар'ийя», 1/429 и Ибн Кясир в «аль-Бидая ва-н-нихая», 14/382);

- имам ан-Навави рассказал:

«Один из наших великих шейхов в науке поведал нам о том, как однажды убежало его животное. Думаю, что это был мул. Он знал этот хадис и произнёс (эти слова). И Аллах немедленно остановил его (мула) для них.

И я как-то раз был рядом с сообществом (людей). И от них убежала скотина, и они были бессильны (в том, чтобы поймать) её. И я произнёс (слова из хадиса). (Животное) в тот же миг остановилось без какой-либо причины, кроме этих слов» («аль-Азкяр мин калями Сайиди-ль-абрар», стр. 378).

Как это понимать? Выходит, посредничество в мольбах к Аллаху всё-таки возможно? Но тут и нет никакого посредничества. Мы знаем, что помимо Аллаха нам дозволено обратиться к Его живым, слышащим и разумеющим творениям, которые в силах исполнить наши просьбы. Ангелы как раз входят в их категорию; вспомним, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) беседовал с ангелом гор, который был готов подчиниться любому его приказу (читайте тут: Война и мир в Исламе).

И отсюда ни в коей мере не вытекает дозволенность просить о чём-то мертвецов и джиннов, ибо Аллах говорит:

«Мужи из числа людей искали защиты у мужей из числа джиннов, но те только увеличивали в них страх (или беззаконие)» (Коран, 72:6);

«А те, к кому они взывают с мольбами вместо Аллаха, не могут ничего сотворить, тогда как сами являются сотворёнными. Они мертвы, а не живы, и не ведают, когда будут воскрешены» (Коран, 16:20-21);

«Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит вся власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Если вы воззовёте к ним, они не услышат вашего зова, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. А в День воскресения они отрекутся от вашего многобожия. Никто не поведует тебе так, как Ведающий» (Коран, 35:13-14).

Поэтому шейх аль-Альбани, разбирая упомянутые хадисы о рабах Аллаха, готовых прийти на помощь, сказал:

"Поистине, это - ангелы. Мусульмане не вправе прибавлять к ним джиннов или людей среди угодников (Аллаха) и праведников - тех, кого называют «отсутствующими мужами», будь они живые или мёртвые. Поистине, обращение к ним за защитой и испрашивание у них помощи является очевидным многобожием, ибо они не слышат мольб, а если и слышат, то не способны к ответу и исполнению желания" («Сильсиляту-ль-ахадиси-д-да'ифати ва-ль-мавду'а», 2/111).

Но и ангелов просить мы можем лишь в рамках достоверной Сунны; любые иные просьбы, выходящие за эти рамки, будут ересью. Не дозволено, к примеру, просить Джибриля о том, чтобы он даровал кому-то откровение, или ангела смерти - о том, чтобы он забрал/не забирал чью-то душу. Ангелы - как и джинны, и души мертвецов обитают в потустороннем мире, о котором мы не знаем ничего, кроме того, что открыл нам Аллах через Своих пророков.

Читайте также:

Доводы могилопоклонников
Как мусульманам навязывают могилопоклонство
Что такое мольба?
Могут ли мёртвые слышать живых?

И хвала Аллаху, Господу миров.

Многобожие, Знамения Аллаха, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up