Хиджра

Jan 08, 2015 17:41

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

«Мы живём в такой стране и в такое время, что без этого никак нельзя» - так многие мусульмане России привыкли оправдывать свои грехи. Есть ли ответ на это в благородном Коране?

«Тем, которых ангелы упокоят несправедливыми к самим себе, скажут: "В каком положении вы находились?" Они ответят: "Мы были притеснены на земле". (Ангелы) скажут: "Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?" Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия! Исключением будут только те слабые мужчины, женщины и дети, которые не могут ухитриться и не находят пути (к избавлению)» (Коран, 4:97-98).

Причину ниспослания этих аятов находим в словах Ибн Аббаса:

"При жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, некоторые люди из числа мусульман оказывались среди многобожников, умножая собой их численность. Иногда выпущенная стрела поражала и убивала кого-нибудь из (этих мусульман) или же (мусульманина) ударяли и убивали (мечом), и тогда Аллах ниспослал: «Тем, которых ангелы упокоят несправедливыми к самим себе...»" (аль-Бухари).

В хадисе, переданном ат-Табари, Ибн Мунзиром, Ибн Аби Хатимом и аль-Байхакы, Ибн Аббас рассказал:

"Некоторые люди из числа жителей Мекки приняли Ислам, но скрывали это. Многобожники повели их с собой в день Бадра, и некоторые из них были погублены. Тогда мусульмане (в окружении Пророка) сказали: «Они были мусульманами и их принудили (к этому)!», и стали просить для них прощения (у Аллаха). В ответ же были ниспосланы (аяты о том, что это запрещено). Поэтому (мусульмане) написали тем из (мусульман), кто остался в Мекке, что у них нет оправдания. Те вышли, их настигли язычники, которые ввели их в искушение, и (мекканские мусульмане) вернулись назад; о них было ниспослано: «Среди людей есть такие, кто говорит: “Мы уверовали в Аллаха”. Но когда он пострадает из-за (веры в) Аллаха, то сравнивает искушения (наказание) людей с карой Аллаха» (Коран, 29:10). Поэтому мусульмане написали им об этом, и те огорчились, а (Аллах) ниспослал: «Воистину, твой Господь потом простит и помилует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению» (Коран, 16:110)" (см. «ад-Дурру-ль-мансур» ас-Суюты, 4/636; «Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара, 8/263).

Таким образом, мусульманин не вправе быть соучастником чужих грехов, если он имеет свободу выбора. Бросай греховную работу (например, в банке, казино, пивбаре), разводись с неверующей женой, уезжай оттуда, где тебе не дают выполнять основные приказы Аллаха! Или хотя бы не перекладывай всю вину на место и время, в которых ты живёшь.

И хотя есть мнение, что после взятия Мекки Аллах снял с мусульман обязанность хиджры, однако подавляющее большинство учёных этой уммы сошлись на том, что хиджра не прекратится до Судного Дня, как предсказал сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

«Не прекратится хиджра до тех пор, пока не перестанет (приниматься) покаяние, а покаяние не перестанет (приниматься) до тех пор, пока Солнце не взойдёт на Западе» (Абу Дауд, ан-Насаи, ад-Дарими, Ахмад. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Ирвау-ль-галиль», 5/33).

Поэтому Ибн Кудама сказал:

«Итак, это твёрдо установлено (Аллахом), а все люди в вопросе хиджры делятся на три типа:

- первый - те, для кого хиджра обязательна и он способен к ней. Он не может открыто исповедовать свою религию и выполнять религиозные обязанности, находясь среди неверных, из-за чего ему следует совершить хиджру. <...> Исполнение религиозной обязанности лежит на любом, кто способен к этому, а хиджра - одна из необходимых условий полноты (её соблюдения). И то, без чего эта обязанность не будет выполнена, тоже является обязательным;

- второй - те, для кого хиджра необязательна, ибо у него нет возможности для этого: больной, или принуждённый к тому, чтобы находиться (среди неверных), или слабый из числа женщин, детей и им подобных. <...>;

- третий - те, для кого хиджра желательна, но не обязательна; он способен (переселиться), но одновременно имеет возможность для открытого исповедания своей религии и соблюдения (её рамок) в стране неверия. (Хиджра) желательна для него, чтобы получить свободу борьбы против (неверных), умножить численность мусульман, оказать им помощь и быть далёким от того, чтобы умножать численность неверных, смешиваться с ними, а также лицезреть их негодные поступки» («аль-Мугни», 9/236-237).

Надо помнить и о том, что в широком смысле хиджра означает отдаление от грехов и тех, кто подталкивает к ним (см. Соблюдающий права Аллаха соблюдает и права людей).

Читайте также:

Принуждение к грехам
Ответственность за чужие грехи
Служба в армии неверных

И хвала Аллаху, Господу миров.

Лицемерие, Взаимоотношения с неверными, Политика, Грехи и заблуждения мусульман, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up