Украинский оборонно-промышленный комплекс уцелеет, если будет работать для РФ

Jun 01, 2014 14:25




Еще в начале мая в околокремлевских “кулуарах” начал обсуждаться вопрос возможной конверсии газового долга Украины в права собственности РФ на предприятия украинского ВПК, расположенные в Харьковской, Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской областях. На территории данных областей находится значительное число предприятий, вовлеченных как в производство и ремонт авиационной техники, так и в выпуск отдельных комплектующих для летательных аппаратов. Это ГП “Харьковское государственное авиационное производственное предприятие” ХГАПП, которое в настоящее время производит самолеты Ан-74ТК-300 и Ан-140. С учетом переизбытка мощностей завод может быть подключен к серийному производству перспективных типов самолетов, для которых в РФ сейчас просматривается дефицит площадок - например транспортного Ил-112В или учебного Як-152.


В части производства авиационных комплектующих самую большую известность и важность имеет запорожское АО “Мотор Сич”, на котором производятся вертолетные турбовальные двигатели семейств ТВ3-117, Д-136, ВК-2500, АИ-450М, турбовинтовые АИ-20, АИ-24, ТВ3-117, двухконтурные турбореактивные двигатели (ТРД) семейств Д-36, Д-436, АИ-25, АИ-222, Д-18, турбовинтовентиляторные Д-27. В силу доминирующего положения в производстве двигателей для вертолетов основных российских типов для российской оборонной промышленности “Мотор Сич” имеет критическое значение. В случае присоединения к отечественному двигателестроительному кластеру именно АО “Мотор Сич” стало бы головным в производстве турбовальных и турбовинтовых двигателей. Инвестиции в “Мотор Сич” по критерию “стоимость-эффективность” выглядят намного более привлекательными, чем развитие “с нуля” петербургско-уфимского кластера по производству вертолетных двигателей.

Самым привлекательным активом в сфере производства сухопутного вооружения в рассматриваемых областях являются харьковские “Завод имени Малышева” и “Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова”, на котором ведется серийное производство основных танков “Оплот” и бронетранспортеров БТР-4. Модернизация конструкции бронетранспортера БТР-4, как и разрабатываемых в его развитие БТР-5 и БТР-9, при весьма умеренных инвестициях в НИОКР по этим темам и замене поставщиков на российских может резко поднять уровень доведенности и надежности конструкции БТР и иметь определенные перспективы на мировом рынке. Помимо этого, на ГП “Завод имени Малышева” может сохраниться производство семейства дизельных двигателей серии 6ТД, которые устанавливаются на китайских экспортных танках VT1A и их пакистанской деривации Al Khalid.

До недавнего времени “Харьковский тракторный завод имени Орджоникидзе” вел выпуск такой популярной массовой легкой бронированной машины, как МТ-ЛБ, и сохраняет возможности и права по ее производству. Семейство МТ-ЛБ представляет определенный интерес и для армии РФ. В Харькове есть и мощный “Харьковский бронетанковый ремонтный завод”, в последние годы активно занимающийся продвижением различных проектов модернизации тяжелой бронетехники советского производства. Интересным активом может выступать “Николаевский ремонтно-механический завод”, на котором ведутся ремонт и модернизация бронетранспортеров БТР-70 и БТР-80. В случае вхождения в орбиту российских интересов на этот завод могут быть частично переданы заказы с ОАО “Арзамасский машиностроительный завод” и ОАО “81-й бронетанковый ремонтный завод” по модернизации бронетранспортеров БТР-70 в вариант БТР-70М и БТР-80 в вариант БТР-82АМ.

Даже из беглого обзора основных предприятий юго-востока Украины видно, что при ассоциации их с российским ОПК в ряде случаев украинские предприятия могут претендовать на роль флагманов в своей нише. Для многих украинских предприятий юго-востока вхождение в состав ОПК РФ будет равносильно пролитию на них “золотого дождя” государственных оборонных заказов, так что их сотрудники, безусловно, сильно выиграют от “вхождения в Россию”. В любом случае продолжение и расширение кооперации с РФ является для предприятий юго-востока Украины главным путем развития и единственным шансом избежать банкротства и смены профиля деятельности.

rusnation.org, ВОПД РНЕ, Отдел информации ВОПД РНЕ

Previous post Next post
Up