Все усилия чиновников Роскосмоса направлены на освоение бюджета, а не околоземного пространства

May 21, 2014 03:26




Очередная авария “Протона-М” не вызвала у публики почти никакой реакции. За годы реформ все уже привыкли к мысли о том, что с каждым годом ракеты будут падать все чаще. Сразу после катастрофы путинский ставленник Рогозин заявил директорам московского, воронежских и пермского предприятий Центра имени Хруничева, что во всем виноват “системный кризис, приведший к деградации качества”, а у себя в твиттере опубликовал чудотворный рецепт его преодоления: “единственный способ борьбы с аварийностью - последовательное выполнение уже принятых решений по реформе ракетно-космической промышленности”.


Авария “Протона-М”, однако, отвлекла внимание от нескольких фактов, связанных с злосчастным стартом. Например, сгоревший при запуске спутник “Экспресс-АМ4Р”, хоть и был назван “самым высокотехнологичным российским спутником”, однако же целиком создан европейской компанией EADS Astrium. Председатель научно-технического совета госкомпании “Ростех” Коптев еще в декабре 2013 года признал, что отечественная космическая группировка уступает группировкам Америки, Европы и Китая. Также он отметил, что в российской технике используется более 600 наименований элементной базы зарубежного производства. И отсутствует более 500 типов материалов, необходимых для производства космической техники. Сейчас же речь идет не об элементной базе, а целом спутнике связи массой почти в 5,8 тонн, полностью сделанном иностранной фирмой из иностранных комплектующих и материалов. За который заплатили 150 млн евро из федерального бюджета. Благодаря путинским реформам РФ больше не способна проектировать и создавать современные спутники. Пока она еще может выполнять роль космического извозчика, используя 40-летние “Протоны” и “Союзы”. Но через несколько лет и они станут неконкурентоспособны.

После аварии представители Роскосмоса говорили о возможности падения обломков спутника и разгонного блока “Бриз-М” на Алтае или в Тихий океан. Говорили даже тогда, когда шарообразный топливный бак “Бриза” упал в Китае. А официальный представитель Объединенного командования аэрокосмической обороны Северной Америки заявила, что “НОРАД обычно следит за запусками различных ракет по всему миру” и падение “Протона” не представляет угрозы для Северной Америки. То есть американцы следят за российскими ракетами с момента старта, а отечественные специалисты теряют их след над территорией РФ, а потом долго гадают, оказался ли спутник на нерасчетной орбите или где-то упал.

Впрочем, Роскосмос объявил тендер на изготовление и поставку аппаратуры оптико-электронных комплексов обнаружения и измерения параметров движения космического мусора. Начальная цена госконтракта составляет 363 млн руб. Заявки принимаются до 9 июня, подведение итогов 11 июня. Столь короткие сроки тендера свидетельствуют, что его будущий “победитель” уже назначен, деньги заранее распределены, и никакие конкуренты вмешаться не успеют.

В последние годы в официозных СМИ время от времени заводят разговоры о необходимости великой космической цели, которая двинет российскую космонавтику в будущее. Эти великие капиталоемкие цели даже обозначены - полет на Марс, постоянная обитаемая станция на Луне, всемирная защита от астероидной опасности и т.п. Космический замах на триллионы.

Тем временем надо решать вопрос со спутником связи. Новый “Экспресс” будет готов через три года за те же 150 млн евро в том же EADS Astrium. Вот только нужен ли он вообще? За рубежом считается, что оптоволоконные линии гораздо дешевле, особенно в эксплуатации, даже если их прокладывать через океан. Погибший “Экспресс” должен был обеспечить интернетом отдаленные регионы. Но если бы “кремлевские” действительно ставили такую задачу, хватило бы трех спутников, чтобы покрыть всю территорию РФ до последнего стойбища доступным интернетом за 300 руб в месяц.

России требуется современная и надежная спутниковая группировка прежде всего в интересах военной безопасности. Но пока все усилия направлены на освоение бюджета, а не космоса. И всякая авария - это всего лишь повод потратить средства на еще один запуск и дублирующие наземные системы.

rusnation.org, ВОПД РНЕ, Отдел информации ВОПД РНЕ

Previous post Next post
Up