Сель на железной дороге

Nov 18, 2018 18:17

Иллюстрированный путеводитель по Среднеазиатской железной дороге. - Асхабад, 1912.



Тедженский размыв Среднеазиатской железной дороги

«Силь» - по местному определению - проливной дождь; силевые потоки - потоки скопившейся воды от проливного дождя, выпадающего в горах.

Силевые потоки имеют особо разрушительное действие на протяжении линии от Красноводска до Душака (700 верст) по следующим причинам: близость моря, высокая температура воздуха, продолжительность лета и отсутствие дождей способствуют скоплению водяных паров в атмосфере; облака, образующиеся от этих паров, задерживаются высотами гор Копет-Дага, скопляются, и в мае, июне, июле, a изредка и в августе из них выпадают сильные ливни, причем часто ливни эти захватывают полосы вплоть до линии дороги. От этих ливней образуются силевые потоки, которые в горах текут по ущельям и долинам, а затем выливаются в предгорье.

Линия дороги на этом протяжении настолько удалена от самых гор, что не пересекает рельефных оврагов и долин, по которыми текут силевые потоки, и проходит по ровной местности с многочисленными рытвинами, составляющими как бы продолжение горных долин, причем каждая долина или ущелье, выходя на предгорье, раздробляется в сотни мелких овражков и рытвин.

Силевой поток, выйдя из ущелья, разливается по предгорью далеко не равномерно: благодаря случайным причинам значительная часть воды направляется по некоторым из овражков, часто размывая в продолжение нескольких часов незначительную рытвину в большой овраг или, наоборот, заливая и занося наносами тот овраг, по которому в предыдущий ливень шел большой поток.



Размыв пути Среднеазиатской железной дороги

Так, например, на 340 версте были выстроен мост с 1-саженным отверстием во время постройки дороги; в 1898 году на том же самом месте потребовалась постройка 8-саженного моста, а в 1910 г. после подробного исследования причин размывов на верстах от 296 до 311 оказалось, что на 304 версте нужно построить мост с отверстием 30 саж. и ряд подводящих канав, чтобы пропустить через полотно дороги всю силевую воду, выливающуюся из одного ущелья против этой версты. Постройка этого моста закончена в начале 1911 года. Вследствие этой неопределенности русел силевых потоков долгое время линия дороги подвергалась размывам, но, благодаря работам в продолжение последних двух лет, число размывов и продолжительность их значительно уменьшились.

Работы по предохранению дороги от размывов состоят, во-первых, в постройке новых мостов, намеченных после тщательных исследований и на основании наблюдений над размывами с 1900 года, - таких мостов выстроено в продолжение 1910 и 1911 годов около 500 погонных сажен, и, во-вторых, в сооружении нагорных канав и искусственных русел, собирающих и направляющих силевые потоки под мосты. Из описания характера этих потоков становится понятным для путника, почему он, проезжая по указанному участку дороги, часто видит мосты на совершенно сухих оврагах или на кажущейся ровной местности на нарочно вырытой искусственной канаве-русле. Овраги эти во время ливней в горах наполняются водою, которая быстро с шумом несется под мосты, а искусственные канавы-русла - направляют воду в желанные места и предупреждают возможность случайного вырытия русел самими потоками.

Кроме мостов, предохраняющих дорогу от размывов, имеется большое количество мостиков с небольшими отверстиями, в культурных полосах, для пропуска через полотно дороги воды для искусственного орошения полей.

Другие материалы о Среднеазиатской железной дороге:
Фотографии Поля Надара (1890);
Н. Кончевский. Воспоминания невоенного человека об Ахал-Текинской экспедиции;
Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии;
Н. А. Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое;
Ю. А. Лоссовский. Кавказские стрелки за Каспием;
А. А. Кауфман. По новым местам;
Д. Н. Логофет. В забытой стране. Путевые очерки по Средней Азии;
В. Н. Гартевельд. Среди сыпучих песков и отрубленных голов;
А. М. Поляков. Записки жандармского офицера.

.Закаспийская область, 1901-1917, железные дороги, история туркменистана (туркмении), стихийные бедствия, илл. путеводитель по среднеазиатской ж-д, 1876-1900

Previous post Next post
Up