http://narpolit.com/layer/skrip_sapogov_i_hrust_francuzskoiy_bulki%E2%80%A6_09-19-58.htmЕще один «БатальонЪ».
С рекламой этого фильма успел столкнуться всякий, кто в последние две недели пользовался сервисом «ЖЖ». Там на заглавной странице красуется баннер с какой-то девицей в гимнастёрке и заголовком «БатальонЪ». Именно так - с большим твёрдым знаком на конце слова.
Это повторение творческой находки, сделанной в фильме «Адмиралъ». Только там речь шла про благородного страстотерпца Колчака (который, вообще-то, на реальном флоте выше каперанга не поднимался, а адмиральский чин получил, будучи диктатором совершенно сухопутной Сибири). Над «Адмираломъ», помнится, только ленивый не посмеялся; а сам твёрдый знак на конце слова стал интернет-мемом для обозначения очередной псевдо-исторической клюквы.
И ведь что характерно: авторов нового киношедевра этот мем ничуть не напугал. Пристрастие к «хрусту французской булки» в сочетании со скрипом хромовых адьютанстких сапог всё перевесило …
А между тем, в том, что предъявленный публике «фильмъ» является именно клюквой, сомневаться не приходится. Можно даже догадаться, как и когда возникла идея снять кино про «женский батальон смерти»…
Появилась она у киношников где-то в 2011-2012 годах после прочтения очередного романа Б.Акунина «Батальон ангелов» из серии «Смерть на брудершафт». В том романе очаровательный контрразведчик штабс-капитан Алексей Романов становится заместителем командира «женского батальона смерти» Марии Бочкарёвой - и…
Впрочем, это уже не важно, что там дальше. Важно то, что на самом деле «женского батальона» никогда не было. А что было?
А был «пиар-проект», затеянный оставшимся не у дел экс-председателем IV Думы Родзянко и поддержанный Керенским. Суть его сводилась к тому, чтобы предъявить стремительно разлагавшей армии некий новый «моральный эталон» - авось, «серые герои» тогда тоже про долг вспомнят и разбегаться с фронта перестанут…
Носительницей «морального эталона» была выбрана некая Мария Бочкарева, записавшаяся в армию санитаркой ещё в 1914 году. Характерно, что в ту пору «русская Жанн д’Арк» была неграмотна, и читать по слогам научилась уже во время войны…
Тем не менее, затея с созданием «женского батальона» вызвала в мае 1917 года большой энтузиазм (особенно в тылу) и в новое подразделение записалось свыше 2000 доброволок. Но… после месячного «курса молодого бойца» количество желающих сократилось почти в десять раз. Так что к июню 1917-го в «батальоне» осталось человек триста… да ещё половина из них взбунтовалась против «методов обучения» Бочкаревой (а попросту, постоянного мордобоя). Так что 21 июня 1917 года знамя части у Исаакиевского собора в Петербурге получали всего полторы сотни «смертниц». То есть всего одна рота. Ещё около сотни из них осталось в Петрограде - они-то и «прославились» потом при «обороне» Зимнего дворца.
Однако - вот казус-то! - при всей распиаренности проекта с «женским батальоном» не осталось ни одного достоверного свидетельства о его участии в реальных боевых действиях. То есть, с русской стороны постановочных фото и бравурных донесений - сколько угодно, а вот с немецкой почему-то ни одного. Хотя немцы и австрийцы при своей пунктуальности и безупречно поставленной военной бюрократии непременно должны были бы отметить в донесениях такую диковинку, как «русских амазонок». Ан-нет - тишина…
Хотя вообще-то донесения об участии в боевых действиях женщин в немецких военных документах имеются. Только относятся эти документы не к Первой мировой войне, а ко Второй.
Так, например, наступавший 23 августа 1942 года на Сталинград XIV танковый корпус немецкого генерала Виттерсгейма, неожиданно для себя наткнулся на ожесточённое сопротивление в районе поселков Актовка и Латошкино. Основой этого сопротивления были 37 орудий противовоздушной обороны 1077-го полка зенитной артиллерии. Бой с немецкими танками продолжался весь день, и именно этого драгоценного дня хватило для того, чтобы оборону на севере Сталинграда заняли части 62-й армии.
Но главное было в другом. Когда немцы захватили-таки разбитые позиции зенитной артиллерии, то с изумлением обнаружили, что весь жуткий день 23 августа воевали… с женщинами, из которых и был набран 1077-й зенитный полк. В результате «победа» вышла генералу Виттерсгейму боком; Паулюс отстранил его от командования…
Но об этом совершенно реальном эпизоде Великой Отечественной войны наши «властители дум» кино снимать не станут. Так же, как не станут снимать кино про лётчиц 586-го женского истребительного авиаполка ПВО, про женщин-санинструкторов…
Всё, на что хватит фантазии у наших киношников - это переснять по новой «А зори здесь тихие…», добавив в биографию одной из героинь непременный ГУЛАГЪ.
Такая вот у нас на дворе «культурная политика»…