Jun 02, 2012 23:17
Но вернемся к нашему горшечнику и виноградарю, которых мы оставили в момент совершения ими сделки по обмену своими продуктами и которые, пока мы растолковывали экономическую суть и подоплеку совершаемой сделки, все это время продолжали усиленно размышлять и думать о том, как бы не прогадать и как бы побольше выгадать для себя от этого обмена. Напомню схему совершаемого обмена - из которой, с учетом всего сказанного ниже, мы можем уже исключить те элементы стоимости, которые никак не участвуют в совершаемой сделке и которые ранее мы приравняли к нулю:
Горшечник Виноградарь
ТС (Г) = x1 ТС (В) = x2
ПС (В)= y1 ПС (Г) = у2
Как мы теперь понимаем, обмен одного горшка на одну бочку вина может состояться только при одновременном соблюдении двух условий:
y1 > x1
y2 > x2
То есть при условии, что потребительская стоимость бочки вина для горшечника больше трудовой стоимости горшка, а потребительская стоимость горшка для виноградаря больше трудовой стоимости бочки вина.
Допустим, что первое неравенство соблюдено, и бочка вина для горшечника представляет такую большую величину потребительской стоимости, что она в его глазах много больше тех усилий и затрат, которые он приложил для производства одного горшка, а стало быть, бочка вина всецело покрывает и компенсирует ему эти затраты, да еще с лихвой (то есть с большой выгодой).
Но вот виноградаря такой обмен не устраивает. Он внимательно осмотрел горшок со всех сторон, постучал по нему и повертел в руках, потом прикинул, как и с какой пользой он сможет применить его в своем хозяйстве. Затем он мысленно оценил те затраты, свой пот и усилия, которых ему стоило производство одной бочки вина, и пришел к выводу, что горшок вовсе не стоит всех этих его мук - то есть потребительская стоимость горшка вовсе не компенсирует его труд, потребительская стоимость горшка меньше трудовой стоимости бочки вина. А значит, такая сделка ему невыгода. "Одного горшка мало, - говорит он горшечнику, - давай больше".
Горшечник начинает мысленно оценивать ценность для него двух горшков. Пользы от второго горшка в его хозяйстве, сказать честно, тоже совсем немного, и его потребительская стоимость для горшечника очень невелика. Но и в этот второй горшок, как и первый, был вложен его труд и усилия. Мысленно сложив тот труд и усилия, которых ему стоило производство первого горшка, с трудом, который он затратил на производство второго горшка, он понимает, что даже этот труд, затраченный на производство двух горшков, бочка вина с лихвой компенсирует. И поэтому с легким сердцем предлагает в обмен на бочку вина два своих горшка. И таким образом предлагаемый им обмен принимает форму:
1 бочка вина = 2 горшкам
Виноградарь начинает мысленно прикидывать, насколько большую пользу он сможет извлечь в своем хозяйстве при обладании двумя горшками. Спору нет, горшки ему нужны, но даже два горшка в его глазах никак не окупают того пота и труда, который он затратил на производство бочки вина. И поэтому предложенные условия сделки он снова решительно отклоняет.
Горшечник предлагает в обмен три, четыре, пять горшков, но виноградарь продолжает стоять на своем и никак не желает расстаться со своей бочкой вина - ведь он растил виноград целый год, в бочку вина вложено много его труда, да и снова произвести вино он сможет только после сбора нового урожая. Наконец, горшечник не выдерживает. "Сколько же горшков ты хочешь получить за бочку вина?" - спрашивает он виноградаря.
Виноградарь опять начинает мысленно прикидывать и сопоставлять трудовую стоимость бочки вина с той пользой, которую могут принести в его хозяйстве горшки. Но, конечно, он хочет, чтобы польза от этих горшков не только компенсировала ему труд и усилия, затраченные на производство бочки вина, но и чтобы он получил при этом какую-то выгоду, то есть чтобы потребительская стоимость горшков была выше трудовой стоимости бочки вина - причем желательно, чтобы эта выгода была побольше. И поэтому, после некоторой паузы, он предлагает свои условия сделки:
1 бочка вина = 20 горшкам
Мда...Горшечник погрузился в раздумье. Вино, надо признать, у виноградаря очень неплохое, и получить бочку этого волшебного напитка горшечник очень хотел бы. И горшков у него сделано уже немало, и от значительной части из них большой пользы в его хозяйстве нет. Но, во-первых, в каждый из этих горшков вложен его труд, а, во-вторых, у него самого тогда останется не так много горшков. С теми горшками, которые составляют для него излишки (а их у него 15), он расстался бы в обмен на вино достаточно легко - ведь потребительская стоимость этих горшков в его хозяйстве меньше того труда, который был в них вложен, и если бочка вина компенсирует ему этот труд, такой обмен 1 бочки вина на 15 горшков был бы для него выгодным. Но еще пять горшков, которые просит у него виноградарь сверх этих 15-ти, вовсе уже не являются для него "лишними", они уже нужны ему самому - их потребительская ценность для него самого уже выше их трудовой стоимости. И поэтому на этот раз уже горшечник отклоняет прдложенные условия обмена и предлагает другие условия:
1 бочка вина = 10 горшков
Наконец, еще немного поторговавшись и потихоньку снижая свои аппетиты - то есть размер той выгоды, которую они хотели бы получить в результате этого обмена, горшечник и виноградарь приходят к взимоприемлемому и взаимовыгодному соглашению:
1 бочка вина = 14 горшкам
После чего, хлопнув по рукам, они обмениваются своими продуктами и удаляются по своим домам наслаждаться результатами только что совершенной сделки. Условия обмена, которые мы обозначили вначале, здесь соблюдены, и потребительская стоимость товара, полученного в результате обмена, для каждого участника сделки остается больше трудовой стоимости их продуктов - то есть какую-то выгоду получил каждый из них. Но в начале торга горшечник при условии обмена 1 горшка на 1 бочку вина, получал бы огромную по своей величине выгоду, а виноградарь оставался бы в проигрыше - ведь один горшок вовсе не мог компенсировать ему труд, затраченный на производство бочки вина. Обмен 1 бочки вина на 20 горшков, который в какой-то момент встречно предложил виноградарь, был бы весьма выгоден для виноградаря, но он оказался невыгоден уже для горшечника. И в результате сделка состоялась в той пропорции, когда каждый из них получал в итоге какую-то выгоду - хотя и не столь значительную как им того, возможно, хотелось бы.
Экономика