Путешествие: упражнение в остроумии

Nov 07, 2011 03:06


Представьте себе, «Фестиваль нового британского кино», демонстрация фильма «Путешествие» (2010) Майкла Уинтерботтома, до предела забитый зал кинотеатра. Все билеты на фильм уже раскуплены. И, судя по всему, давно. Больше того, почти нет билетов на тот же самый фильм, который будут показывать дней через пять дней. А картина всего-навсего о гастрономическом путешествии двух британцев. Вообще, почему-то на Фестиваль Британского кино публика сплывается значительно охотнее, чем на Фестиваль американского независимого кино. Что у меня до сих пор вызывает большое удивление. Но еще большее удивление у меня вызывает, что полный зал собирает фильм про двух сорокалетних мужиков, которые весь фильм разговаривают о том, о сем.

Хотя нужно все-таки сделать пару уточнений. Поехать с девушкой в путешествие по лучшим ресторанам севера Англии, а значит и по весьма живописным местам, и написать про это текст - это можно назвать «работой» лишь в шутку. Однако это действительно становится бременем, когда вместо любимой девушки тебе приходится брать в компаньоны парня, которого ты не очень-то жалуешь, да еще и в некотором смысле соперника. А если учесть, что этот «парень» - популярный британский комик Роб Брайдон, и с камерой за тобой следует один из лучших режиссеров Британии, тогда тебе действительно приходится работать… работать «Стивом Куганом»!

Чтобы понять, что это такое «Стив Куган», представьте себе ослика Иа из американской экранизации «Винни Пуха», только склонного вдобавок ко всему к мизантропии крайней степени; при том, что сам ослик людей не любит, он хочет, чтобы его они любили. Представили? Таков Стив Куган в обычной жизни. А так как перед этим осликом жизнерадостный компаньон, который к тому же постоянно шутит или пародирует какую-нибудь известную персону, ослику приходится что называется действительно «жечь», то есть в непростой дуэли остроумия и циничного обаяния демонстрировать, что он на самом деле лучше придурковатого пародиста; хотя ясно, что Куган всем этим весельем тяготиться. Только вернувшись домой в пустую квартиру, Стив Куган сбрасывает маску «Стива Кугана» и уходит в глубину своей меланхолии. Но прежде этого нас ожидает час и сорок пять минут зажигательного юмора, отработанного Куганом по полной программе. Однако заставляет его выкладываться искуснейший, как мы уже заметили, режиссер Майкл Уинтерботтом.

Уинтерботтом - первоклассный мастер независимого кинематографа. В его фильмографии представлены не только прекрасные авторские работы, но еще и документальные ленты о «вреде капитализма для жизни человека» и кое-какие другие картины политического содержания. В частности, это «Дорога на Гуантаномо» и совсем недавняя «Доктрина шока» - экранизация «почти интеллектуального» бестселлера известнейшей журналистки Наоми Кляйн. (Самой Кляйн, правда, экранизация не понравилась. Но, знаете, Стивену Кингу экранизация Кубриком «Сияния» то же не понравилась, а, между тем, кто скажет, что это не шедевр?). Надо сказать, что осуждать капитализм Уинтеботтом любит и в художественных лентах. Например, в фильме о становлении капитализма на Западе «Золотая пыль» повествуется о жизненной трагедии человека, фактически «продавшего» семью в обмен на успех и деньги. Эта тема, кстати, роднит режиссера с восхитительной картиной Роберта Олтмэна (что характерно: американца, перебравшегося в Великобританию) «Маккейб и Миссис Миллер», также рассказывающей о превратностях молодого американского капитализма.

Но последняя работа Уинтерботтома совсем неполитическая. Она комедийная. Самая комедийная из всех его «комедий» типа «Истории бычка и петушка». И почти вся она построена на диалогах между двумя британскими актерами. И за эти диалоги зрители, активно голосующие на IMDB, в общей сложности поставили картине «7.0 баллов». Надо также обратить внимание на то, что фильм - урезанная версия мини-сериала, получившего на IMDB «8.4 баллов» (хотя и проголосовала за сериал всего лишь тысяча человек). В любом случае этот рейтинг говорит о многом. Перед нами одна из самых важных диалоговых комедий XXI столетия.

В чем ее секрет? Наверное, заинтересованные зрители сами смогут ответить на этот вопрос, посмотрев фильм. Я лишь замечу, что, если угодно, Уинтерботтом реабилитирует классический нормальный английский юмор - не абсурдистский в стиле забавных ребят из «Монти Пайтон» или ужасного Бена Хилла, а всецело интеллектуальный. Что важно, весь зал очень громко хохотал во время первого показа. А ведь это - не американская комедия с миллионными бюджетами с участием Адама Сэндлера или Джима Кэрри.

Не секрет, что для каждого зрителя - свой юмор. Каждая категория, обладающая чувством юмора, или не обладающая таковы, находит фильм смешным в следующем случае. 1) Мы можем распознать юмор, но не смеяться над ним, потому что он является «слишком плоским» и абсолютно несмешным и кажется нам таковым. 2) а) Мы можем распознать юмор и смеяться над ним, потому что он является «плоским», но не кажется нам таковым. b) Мы можем распознать юмор и смеяться над ним, потому что он является «плоским» и кажется нам таковым. 3) а) Мы можем не распознать юмор и не смеяться над ним, потому что он является «интеллектуальным» и кажется нам несмешным. b) Мы можем распознать юмор и смеяться над ним, потому что он является «интеллектуальным» и кажется нам таковым. Обычно вариант «3.b.» редко подходит к описанию целого зала. И колоссальный успех Уинтерботтома в том, что интеллектуальный (а не джимкэрровский) юмор в его последней картине могут оценить и от души смеяться довольно большое количество человек, о чем нам говорит опыт.

В общем, «Путешествие» - однозначное открытие нынешнего «Фестиваля Нового британского кино». То, что его никто не закупил для проката - плохо; то, что его, судя по всему, пока не собираются выпускать на DVD в России - еще хуже. Поэтому, если вы действительно хотите посмотреть этот фильм, обязательно попадите на показ 10 ноября в Москве или позднее в Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Это - услада для глаз и ушей. Пять больших пальцев.

P.S. Но, если Вам вдруг не понравится, чего, конечно, не произойдет, тогда в данном случай ваш вариант «чувства юмора» - «3.a», что прискорбно. Но, если вы собрались пойти на фильм, значит, он вам однозначно придется по вкусу. Это говорит о том, что вам нравится смотреть фильмы Майкла Уинтерботтома со Стивом Куганом не меньше, чем мне.

P.P.S. Про фестиваль и все ему сопутствующее можно прочитать в ЖЖ Британского Совета:
britishcouncil

кино, 1001 фильм

Previous post Next post
Up