Есть обычные железные дороги, а есть узкоколейные. На узкоколейных рельсы в два раза ближе друг к другу, чем на обычных и тепловозы и вагоны для них строят специальные.
На всяких лесозаготовках или на торфозаготовках узкоколейку строить выгоднее: её строительство дешевле обычной ЖД, её поезда намного менее капризны к критичным перепадам высот и радиусу поворота, в конце концов узкоколейку тупо легче строить, чем обычную ЖД и асфальт. А когда лес или торф кончится, то узкоколейку легко разобрать и потом навести в новое место.
Узкоколейки обычно заводятся в очень глухих местах. Но в этих местах тоже кто-то живёт и с ними взаимодействует: либо по ним пускают пассажирские поезда, либо там аборигены строят средства передвижения по рельсам, потому что им это удобно, либо и то, и то.
Где строились узкоколейки, там обычно или были какие-то деревни, или выросли в процессе роста производства. Люди приехали на работу, построили дом, да так и остались там.
Сейчас у узкоколеек чума. Они по России массово вымирают, остаются либо самые нужные, либо те, который смогли превратить в туристический объект. Либо кто-то выжил случайно, но дышит с хрипотцой уже.
Мы в Архангельской области, где узкоколеек сохранилось в 2021 году целых восемь штук. И половину из них мы посетили, это и была цель нашего путешествия.
В этом моменте стоит сказать спасибо Борису Петровичу из Поперечки, который держит на себе Авнюгскую УЖД. Это где-то 100 км от Котласа. Самая туристофильная узкоколейка - здесь, тут вам и прокатиться на поезде, и прокатиться на дрезине, и баня, и экскурсии, и вообще тусовка в деревне в архангельской глубинке. А ещё там можно обновить шпалы, это как бы тяжёлая физическая работа, но в то же время часть туристической программы: обновив 1-2 звена ты особо не заебёшься, но зато кайфанёшь, чуть подкачаешься и полезное дело сделаешь, и вообще почуешь, почём труд путейцев.
Пассажирский поезд, который возит в Поперечку из Авнюги. Строго говоря, в Поперечку только на этом поезде и можно доехать.
Борис Петрович
Авнюгская УЖД
Также в Архангельской области есть посёлок Лойга. В этот посёлок нормально можно доехать только по железной дороге, архангельско-московские поезда там по 2 минуты стоят.
В Лойге добывают (добывали) лес и на тот момент со всеми ответвлениями это была, наверное, самая длинная система УЖД и самая живая, и вообще, работающая по своему прямому назначению.
Лойга - это в тайге, поэтому транспорт там тоже специфичный
Для тех, кто в теме, Лойгинская УЖД - это полный восторг. Тут действительно добывают лес. Его добывают во взрослых масштабах. На станции Лойга с десяток тепловозов, с сотню лесовозных вагонов, куча станционных зданий, инфраструктура развита по полной. На самой станции РЖД Лойга козловые краны, которые перегружают брёвна во взрослые цистерны. Тут очень крупное работающее предприятие.
А мы кто? А мы ноунеймы, левая биомасса, приехавшая посмотреть на Лойгу просто потому что нам интересны узкоколейки. И администрация предприятия почти бесплатно нас разместила в общежитии вахтовиков и прокатила на тепловозе, сколько позволял рабочий график. И вместе с нами сожалела, что у нас график и следующий поезд и можно было бы остаться ещё на ночь и посмотреть, как лес пилят и грузят.
Лойгинская УЖД
Непосредственно станция Лойга со всем её железнодорожным разнообразием
Большая станция Лойга
К сожалению, ничего этого больше нет. На Лойге перестали добывать лес и дорогу разобрали. Остался только посёлок посреди ничего. Чума погубила самую здоровую из УЖД. Но несколько ещё остались.
Окончание следует.