Как люди, не знающие истории, выдумывают псевдоисторию. Часть I

Mar 11, 2023 19:20


Официальная история скрывает правду: на самом деле прошлое человечества выглядело совершенно не так, как принято думать. Этот тезис стал в русскоязычном интернете поразительно популярным - у форумов и пабликов, посвящённых альтернативной истории, огромная совокупная аудитория, соответствующие видеооткровения на YouTube собирают подчас миллионные просмотры. Сергей Ходнев изучил главные направления исторически альтернативной мысли и рассказывает о её главных открытиях.



Питер Брейгель Старший. «Вавилонская башня». 1563



Профессор Владимир Сергеевич Шульгин, ныне покойный, который вёл у нас семинар по отечественной истории на первом курсе, как-то раз объяснял, что в исследовательских буднях историка много чего может случиться - например, такое. Зимний вечер, полутёмное хранилище Центрального государственного архива древних актов (теперешнего РГАДА) - учёных иногда пускают заниматься прямо там, а не в читальном зале. Тишина. Вдруг из-за бескрайних стеллажей, где «наших бед и нашей славы хранится повесть», раздаётся отчаянный женский крик. Через пару минут к столу профессора подбегает коллега с лицом белей бумаги. Она изучала дела о крестьянских волнениях, кажется, второй половины XVIII века, и вот из очередной папки ей в руки выпало иссушённое человеческое ухо. Кому-то его тогда отчекрыжили, потом предъявили в качестве вещдока при разбирательстве, потом, что было делать, приложили к материалам дела - и так оно, мумифицированное в архиве, двести лет ждало вдумчивого исследователя.

Обычно, конечно, всё скучнее. Найди источник или группу источников, продерись через латинские варваризмы или через каракули допетровской секретарской скорописи, разберись, что там с состоянием вопроса, да сравни, да изучи, да вычлени, да подтверди. В помощь тебе то, что зовётся «вспомогательными историческими дисциплинами», а на самом деле представляет собой отдельные науки с мощным и, я бы сказал, позитивистским сверх всякой меры инструментарием - от палеографии и старинных геральдики со сфрагистикой до новейших цифровых методов. И вот тогда, глядишь, получится нечто доказательное, ясное, складное и верифицируемое. Не сушёное ухо, конечно, но тоже кусочек объективного знания. Но так всё устроено в «официальной истории» - а у её разоблачителей всё по-другому. Немолодой гуру, бывший военный, астрономическое количество просмотров на YouTube, объясняет:

В 1980-е - мне рассказывали - в новосибирском Академгородке поместили в суперкомпьютер все тексты Библии на всех языках. Ну и вот, компьютер им выдал, что это всё на самом деле переводы с русского. Только распечатки об этом были утрачены, к сожалению. Но это правда.

Молодая женщина, в материалах канала - в основном милые зверушки, кулинарные рецепты и позитивное мышление. Посреди всего этого - видео, точнее, слайд-шоу c винегретом из нетитрованной старинной живописи: интерьеры готических храмов кисти кого-то из голландцев XVII века вроде Эманюэла де Витта, ведуты римских древностей и - внимание! - фантазийные колоссальные руины на манер Юбера Робера. И вывод:

Как могли в такие древние времена строить такую архитектуру... Сейчас с современными кранами такого не построишь. Я думаю, нам рассказывают неправду о том, что было раньше...

Плодовитый блогер соответствующей тематики, множество разоблачающих видео с уклоном в уфологию; после очередного рассказа о немыслимых древних чудесах технического прогресса следует, так сказать, point:

Почему это правда, которую скрывают? Потому что корпорациям невыгодно, чтобы мы это знали - иначе этими технологиями все могли бы пользоваться совершенно бесплатно.

Огромный, многоязыкий, прочный, фундаментальный для культуры и для человечности, необозримый сегмент всего земного знания - это обманка, «нам рассказывают» и «они скрывают»; мы-то лучше знаем, даже если распечатки не сохранились. А противостоят нам, обладателям подлинного знания, корыстные радетели «официальной науки», которые просто трясутся за тёплые места и за гранты. Такие полемические приёмы возникли уже довольно давно - с тех самых пор, как над горизонтом взошла звезда «новой хронологии» Анатолия Фоменко и Глеба Носовского. Новейшие адепты альтернативной истории действительно почерпнули у них многое. Но, как выясняется, они не просто популяризируют новохронологическую теорию, а в меру сил развивают её - и дополняют уже не новыми, а новейшими химерами.



  • Евразийскую цивилизацию уничтожила атомная война в XIX веке 

В XIX столетии случилась ядерная война - текстами и видео на сей счёт блогосфера упорно полнится уже примерно лет десять. Списать эту теорию на тлетворное влияние «новой хронологии» целиком и полностью вроде бы сложно - ни Фоменко, ни Носовский ни о чём подобном не учили. Их основной вероучительный пункт, если вкратце, состоит в том, что письменная история человечества до XVII века сфальсифицирована и искусственно удлинена - и сделано это по воле западной закулисы и столкнувшихся с ней Романовых. А всё для того, чтобы замести следы существования Руси-Орды, Великой Тартарии, которой некогда была-де подвластна изрядная часть населяемых человечеством земель.

Есть, однако, нюанс: умозрения Фоменко по-настоящему завораживают, как правило, людей малосведущих. Люди вовсе не сведущие - те, конечно, считывают и подхватывают сам порыв разоблачителей «официальной истории», на то он и был придуман. Прикладные лингвистические игры тоже пошли в широчайшие массы. У Фоменко и Носовского, правда, это больше про топонимику, про то, что в географических названиях «Гарда» и «Кордова» спряталась «орда», а в случае Брюсселя и Ла-Рошели не обошлось без россов-русских. На низовом уровне это безраздельно скатывается в экзерциции в духе покойного Задорнова или в пламенные обличения - и вот очередная пользовательница пишет сочувственный комментарий к посту энного разоблачителя (орфография сохранена):

Вот даже прочтите Английский эпос об странствующим рыцаре Айвенго [имеется в виду роман Вальтера Скотта], на английском языке, и получите Иван-го. Ну очень английский эпос!!!!

Но заветное ядро «новохронологической» теории - представление о том, что какой-то Скалигер и какой-то Петавий когда-то там намудрили с историческим временем, - человеку вовсе не образованному не то, чтобы понятно. Игра в «династические параллелизмы» и в отождествление разновременных исторических деятелей тоже имеет вовсе не такую уж бескрайнюю аудиторию. Когда тебе говорят, что Андроник Комнин и Андрей Боголюбский - одно лицо, и Эней с царём-пресвитером Иоанном тоже одно лицо, то хорошо бы хоть приблизительно знать, кто такой император Андроник, а кто Эней, чтобы сполна ощутить, так сказать, остроту этого открытия. Если же это для читателя просто набор мутных имён, то мутности получается всё-таки слишком много.

К тому же «Новохронологи» ведь так и не отвечают на вопросы, которые рано или поздно возникают, надо думать, у всех, кто с этой теорией знакомится: как, какими силами можно было подделать такое количество исторических свидетельств? Включая и археологические находки XIX-XX веков, и, на минуточку, ровно все античные и средневековые латинские тексты (латынь, по Фоменко и Носовскому, была тоже тотально сфабрикована в эпоху Возрождения). И почему, собственно, от планетарного могущества великой ордынской империи не осталось никаких убедительных материальных памятников?

Вот для того, чтобы ответить на второй вопрос, и появилась идея атомной войны в стародавние времена. Враги, мол, просто зачистили ядерными бомбами евразийское пространство, окончательно уничтожив процветавшую когда-то цивилизацию. Это по-своему очень удобно: сказав уж такое «а», можно сказать затем любое, самое невероятное «б» - перейти хоть к атлантам, хоть к инопланетному разуму, да хоть к плоской Земле («новая хронология» всё-таки до таких геркулесовых столпов не доходит и для приличия держится за естественно-научные аргументы). Адепты «новейшей хронологии» в поисках доказательств обыскивают гугл-карты на предмет подозрительных круглых водоёмов: не важно, старые они или нет, заведомо естественные или заведомо рукотворные, - всё сгодится на роль воронки от атомного взрыва. А также с торжеством указывают на то, что в России практически нет деревьев старше двухсот лет (а что делать? ни секвойи, ни хотя бы маслины в средней полосе, увы, не водятся).

Тут даже есть разные, с позволения сказать, школы - у каждой своя версия датировки. Кто-то помещает атомную катастрофу в середину XIX столетия - это, дескать, Крымская война так неудачно кончилась, а после неё пришли новые элиты и новый царь: неспроста же Александр II поменял герб и флаг Российской Империи, это великий признак. Кто-то в 1870-е или 1880-е (тут сложно с мотивировочной частью - вероятно, это так аукнулись в сознании теоретиков франко-прусская война или бомбисты-народовольцы, кто знает). Кто-то волюнтаристски выбирает совсем раннюю пору - 1770-е: это творческое развитие идеи Фоменко и Носовского о том, что пугачёвский бунт был финальной битвой Тартарии против Романовых вместе с западными подсвинками.



Раскрашенная гравюра по оригиналу И. Клара «Пожар Москвы. Вид на Кремль и Замоскворечье из-за Каменного моста». 1-я четверть XIX в.

  • Пожар Москвы 1812 года - не пожар, а ядерный взрыв 

Но популярнее всего идея о ядерной войне в наполеоновскую эпоху, точнее, в 1812 году. Это понятно: ни один военный конфликт XIX века с участием России не вписан в массовое сознание так же чётко, как «гроза двенадцатого года». Ну, Лермонтов, Толстой, галерея в Зимнем дворце, Бородино, пожар Москвы - про это даже последний двоечник слышал. Или кино смотрел.

И вот именно пожар-то, как выясняется, был не просто пожар, а результат атомной бомбардировки. Не могло, мол, от обычного пожара случиться таким разрушениям. Официальные историки врут, что Москва была деревянная, а на самом деле нет, вот указы XVIII века, прямо запрещавшие новое деревянное строительство в старой столице как раз таки из противопожарных соображений. А раз центр Москвы был каменный, то как ему было сгореть?

Кирпичное здание с деревянными перекрытиями и деревянными конструкциями кровли, да ещё набитое добром, - не то чтобы саламандра, которой огонь нипочём. Чтобы не слишком удаляться от темы 1812 года и притом взять всё-таки недавний пример, напомню хотя бы об эффектно полыхавшем в 2004-м московском Манеже. Одной предполагаемой огнеупорностью доказать факт ядерных ударов сложно, и потому доказывающие обращаются к документам. Вот Филипп-Поль де Сегюр, бригадный генерал, побывавший в Москве с Наполеоном, пишет:

В первую же ночь, с 14-го на 15-е огненный шар спустился над дворцом князя Трубецкого и поджёг это строение.

Чем же ещё может быть «огненный шар», как не ядерным взрывом? Для надёжности предъявляется ещё дневник наполеоновского лейтенанта Шарля Артуа - а там говорится, что над Москвой «зажглось второе солнце, яркое, белое, ослепительное», что затем люди и лошади стали тяжко болеть, а у военных стали выпадать волосы. Чем это может быть, как не лучевой болезнью?

Что до генерала де Сегюра - тут ничего не поделаешь: у него действительно написано про огненный шар (globe enflamme), и поди пойми, что он имел в виду. Но уж точно не взрыв ядерной бомбы - шар, локально запаливший один-единственный дворец, просто «послужил сигналом», пишет он. А дальше уж перечисляет вполне олдскульные технологии вроде гранат в печах и «смоляных копьев», которыми настоящий пожар и был устроен.

С лейтенантом Артуа всё куда занятнее. Он фигура выдуманная целиком и полностью, его приключения взяты в книге «Певчие ада» современного писателя-фантаста из Воронежа Василия Щепетнёва - она состоит из новелл, обыгрывающих сенсационные прочтения исторических сюжетов. Рептилоиды, инопланетный разум, то, сё, ну вот ещё и атомная война в 1812 году.

Это даже не смешно, а почти величественно, что ли. Кампания 1812 года и московские события в частности прекрасно документированы, много чего доступно и в интернете (а гоняющиеся за тайным знанием ищут его обычно под фонарём). Среди этого доступного даже есть сведения, насчёт которых при очень большой охоте теоретически можно попробовать наскрести хоть какие-то сомнения. Но нет. Из поста в пост зловещую правду о 1812 годе так и отстаивают при помощи двух аргументов - несчастный «огненный шар» де Сегюра и современная фантастика.

И отчего-то остаётся не вполне раскрытым вопрос о том, кто именно и как бомбил Россию ядерными зарядами - ну, супостаты. Англосаксы, наверно. Точно так же не прояснён вопрос о материальных и культурных последствиях такой бомбардировки (которая, как мы помним, не одной Москвы коснулась), а они ведь тоже должны были бы каким-то образом быть обнаружимы. Тут обыкновенно начинаются разговоры о том, что после тогдашней атомной войны и возник обычай (в видах борьбы с радиацией) нормативным образом хоронить покойников в земле, а раньше кладбищ якобы и не было. Но это смешно уже безо всякого величия. Лично мне пока попались только две идеи, которые можно назвать в известном роде даже элегантными. Первая такова: вы слышали насчёт эпидемий холеры в XIX веке? Так вот то были не эпидемии, а тяжёлая диарея из-за массового лучевого поражения. И вторая: как это нет никаких культурных свидетельств ядерной катастрофы? Вот вам Пушкин:

И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые.

Пустые, понимаете? И недавно столь густые...

● См. часть II

■ Сергей Ходнев. Журнал «Коммерсантъ Weekend» №7. 10 марта 2023 г. 

история, мироустройство, просвещение, образование, манипуляция

Previous post Next post
Up